Высадка разведчиков-диверсантов с подводных лодок


Специфика специальных операций, широко практикуемых на Западе с участием соответствующих компонентов ВМС или других видов ВС, предполагает прежде всего соблюдение максимальной скрытности на всех этапах их планирования, подготовки и собственно проведения. Особое значение при этом приобретает выбор технических средств доставки разведывательно-диверсионных групп (РДГ) и отдельных боевых пловцов сил специальных операций (ССО) в заданный район или непосредственно к цели (объекту) выполнения поставленной задачи. В ведущих иностранных государствах доставка (возвращение) боевых пловцов ССО ВМС и их снаряжения в район проведения спецопераций осуществляется подводными, надводными и воздушными средствами: подводными лодками, надводными кораблями и катерами, самолетами и вертолетами. Тип применяемых средств доставки зависит от характера выполняемой боевыми пловцами задачи и условий обстановки.

В целях достижения максимальной скрытности действий РДГ (боевые пловцы) на начальном этапе операции доставляются в заданный район, как правило, специально оборудованными подводными лодками, имеющимися в составе ВМС ряда стран. Высадка разведчиков-диверсантов с ПЛ и последующая их доставка к заданному объекту могут осуществляться с помощью специальных подводных средств доставки (ПСД) или самостоятельно (в легководолазном снаряжении). При этом ПСД могут использоваться на удалении от берега до 20-50 миль, подводные буксировщики - до 8-11 миль, а самостоятельно боевые пловцы преодолевают под водой расстояния до 3 миль. Подводные средства доставки боевых пловцов (DPV - Diver Propulsion Vehicle), состоящие на вооружении сил специальных операций ВМС разных стран, достаточно разнотипны по конструкции и ТТХ, хотя и имеют много общего, поскольку производятся лишь несколькими специализированными зарубежными фирмами (в США, Канаде, Германии, Италии, Швеции, Великобритании, Хорватии, Австралии и


ОАЭ). Такие компании могут обмениваться технической информацией и нередко принимают сходные технологические решения при проектировании и производстве ПСД тех или иных типов. Да и поставляют они свою продукцию как ССО национальных ВМС, так и некоторых других (как правило, союзных) государств в различных регионах Мира. Конкретные детали таких поставок, как правило, по вполне понятным причинам не афишируются. Канада. Одной из лидирующих на Западе по производству и технологиям DPV считается компания «Фараллон» (г. Оттава). Она имеет более чем 35-летний опыт работы в этой области. Фирма поставляет широкий ассортимент продукции для военных заказчиков, в том числе Мк 8 (основной тип ПСД ССО ВМС стран Северной Америки) с прочным алюминиевым корпусом, способным выдержать самые жесткие условия боевого применения, включая спуск в воду с достаточно большой высоты с борта самолета. Аппарат длиной 1,57 м имеет сухую массу 57 кг (вместе с электробатареями), дальность плавания 5 км с максимальной скоростью хода 2,8 уз (5,2 км/ч). ПСД легок в управлении при изменении скорости хода даже при движении на глубине до 122 м.

Для удовлетворения требований ряда заказчиков в каталоге «Фараллон» имеется более легкий вариант ПСД - Мк 7 массой 39 кг и длиной чуть более 1 м. При сопоставимой с Мк 8 глубине погружения у этого аппарата несколько меньшая дальность плавания (3,6 км) и постоянная скорость хода (2,3 уз/4,3 км/ч). В варианте Мк 7Е ПСД поставляется с регулируемой скоростью движения под водой.Старейшим продуктом фирмы (производится с 1970 года) считается еще один, более легкий ПСД - Мк 2 массой 28 кг (включая батареи), но глубина погружения достигает тоже 122 м. «Фараллон» производит также ряд полезных для ПСД аксессуаров, в частности сцепное устройство, позволяющее соединить два аппарата Мк 7 или Мк 8, чтобы почти удвоить мощность ЭУ при движении с боевыми пловцами под водой.

США. Американские компании считаются одними из наиболее активных на Западе производителей ПСД различного типа - от крупногабаритных средств доставки разведчиков-диверсантов (SDV - SEAL Delivery Vehicle) до подводных буксировщиков (DPD - Diver Propulsion Device). Постоянными потребителями этих аппаратов являются командование специальных операций ВС (SOCOM - Special Opera-tion Command) и в первую очередь, ССО ВМС США. В рамках командования ССО ВМС эти средства обслуживаются, ремонтируются и под держиваются в состоянии готовности в составе двух отрядов специальных транспортировочных средств, откуда передаются в разведывательно-диверсионные отряды (SEAL), развертываемые на боевую службу в передовые районы. С 1975 года ССО ВМС использовали несколько вариантов SDV типа Мк 8 и в настоящее время применяют в целях доставки РДГ (SEAL) в район спецопераций ПСД Мк 8 Mod. 1 производства компании «Локхид-Мартин».

Данный аппарат (длиной 6,5/7,6 м, высотой 1,3 м, массой в полном грузу 17 т) относится в США к средствам доставки боевых пловцов типа SDV (Swimmer Delivery Vehicle). Это ПСД «открытого» типа - экипаж (рулевой и штурман) и шесть бойцов РДГ находятся в заполняемых водой носовом и кормовом отсеках соответственно.Корпус Мк 8 Mod. 1 изготовлен из алюминиевых сплавов и стеклопластика (с раздвижным колпаком кокпита). Электродвигатель работает от серебряно-цинковой аккумуляторной батареи (АБ) на пятилопастный гребной винт, обеспечивает дальность хода до 36 миль при скорости 6 уз. В случае его оснащении литиево-ионной АБ дальность хода может быть увеличена до 56 миль, а скорость - до 9 уз. Рабочая глубина погружения аппарата 6 м. На практике продолжительность подводного хода ограничена 3-4 ч из-за опасности переохлаждения боевых пловцов (гипотермия может наступить после нескольких часов пребывания их в воде даже при температуре +27 °С и в гидрокостюме).

В состав бортового оборудования ПСД входят: компьютеризированная навигационная гидроакустическая станция (ГАС) с дисплеем, отображающим курс, скорость, глубину хода и пройденное расстояние; ГАС обнаружения препятствий; приемник MUGR космической радионавигационной системы (КРНС) «Навстар» со всплывающей антенной; рекордер задания; система
автономного привода к лодке-носителю на базе авторулевого; аппаратура звукоподводной связи. Все электронное оборудование находится в водонепроницаемых контейнерах. Аппарат оснащен двумя балластными емкостями - для срочного всплытия и для поддержания нулевой плавучести в подводном положении, а также коллективной системой дыхания, работающей в двух режимах: по открытой схеме (с выдохом в воду) при длительном переходе и по замкнутой - с приближением к берегу. Когда ПСД достигает изобаты 4,5 м, оно ложится на грунт, а боевые пловцы, используя индивидуальные дыхательные аппараты (SCUBA - Self-Contained Underwater Breathing Apparatus) и ласты, добираются до берега вплавь самостоятельно. Доставляется Мк 8 Mod. 1 в район проведения специальной операции в сухой доковой камере, смонтированной на корпусе подводной лодки (в ВМС США это ПЛАРК типа «Огайо», ПЛА типа «Сивулф», «Виргиния» или «Лос-Анджелес»), а также транспортным самолетом С-130 «Геркулес». Другими пользователями этого ПСД являются, в частности, ССО ВМС и МП Великобритании.

Разработкой и производством ПСД занимается также компания STIDD Systems Inc (г. Гринпорт, штат Нью-Йорк). С 2000 года фирма по заказу SOCOM и командования морской пехоты США производит буксировщик легководолазов типа DPD (Diver Propulsion Device), который наиболее активно используется в составе разведы-вательно-диверсионных отрядов (SEAL) ССО ВМС и МП, а также сил спецназа сухопутных войск США. Всего в период с 2006 по 2008 год планировалось поставить до 300 аппаратов этого типа. Кроме того, 2006 году был заключен контракт на закупку партии буксировщиков DPD для специальных подразделений вооруженных сил Норвегии. Буксировщик DPD имеет ряд инновационных конструктивных особенностей, которые оптимизируют требования к его использованию в интересах ССО ВМС, включая прочный складывающийся корпус, что существенно облегчает погрузку ПСД, например, в доковую камеру подводной лодки или в самолет. ПСД транспортирует одного-двух разведчиков-диверсан-тов с их снаряжением и еще 50 кг груза на дальность до 4-5 миль со скоростью хода 2,7-3,2 уз на рабочей глубине до 41 м (на испытаниях достигалась глубина погружения более 80 м).

Корпус буксировщика изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть обтекателя оборудована смотровым окном диаметром 36 см. Кормовая часть выполнена в виде раздвижного лотка с настилом. Аппарат имеет сравнительно небольшие массогабаритные характеристики (масса 72 кг, длина в рабочем состоянии 2,24 м, в сложенном - 1,4 м, диаметр 0,61 м), что позволяет осуществлять его переноску двумя военнослужащими. В собранном виде он умещается в стандартном десантном грузовом мешке и может сбрасываться на парашюте. В состав силовой установки (СУ) буксировщика входит электромотор с возможностью плавного регулирования оборотов, работающий на двухлопастный гребной винт. Питание мотора осуществляется от литиево-ионной аккумуляторной батареи емкостью 90 а/ч (ампер-часов) и напряжением 26 В. Характеристики батареи и движителя обеспечивают буксировку одного боевого пловца на дальность 5,2 мили (со скоростью хода 3,2 уз) или двух - на 3,8 мили (2,7 уз). Предусмотрена возможность использования дополнительной батареи, устанавливаемой в грузовом отделении буксировщика. В этом случае дальность плавания может быть увеличена до 10 миль с одним и до 7,5 миль с двумя боевыми пловцами.

Управление аппаратом по глубине осуществляется при помощи одного кормового и двух носовых горизонтальных рулей, а по курсу - разворотом электромотора. Аппарат оснащен системой подводной навигации и планирования задач (RNAV - Recon-Navi-gation). Данные по планируемой операции загружаются в базу бортового компьютера заранее и считываются оператором с дисплея, снабженного электронной картой с маршрутом движения. В состав штатного бортового оборудования входят также магнитный компас и глубиномер.К наиболее перспективным технологическим решениям фирмы «Стидц системз» этносится создание комбинированных аппаратов - погружаемых катеров, сочетающих достоинства подводных и надводных DPV (ПНСД). Производимый в США погружаемый глиссер SSB Мк 1 (SUBSKIMMER BOAT) [массой 4,3 т, длиной 10,8 м), способен погружаться и перевозить под водой на глубине до 27 м восемь пловцов в легководолазном снаряжении.Применение в составе СУ катера двух дизелей суммарной мощностью 680 л. с., находящихся в герметичных кожухах и работающих на два водометных движителя, обеспечивает его движение в надводном положении со скоростью более 35 уз. При этом максимальная дальность плавания составляет около 200 миль. Движение под водой со скоростью до 6 уз осуществляется с помощью двух электромоторов, работающих от серебряно-цинковой АБ, рассчитанной на 4 ч непрерывной работы.Экипаж катера состоит из двух человек. В подводном положении его кокпит закрывается сверху колпаком из стеклопластика. Выход боевых пловцов из катера в подводном положении осуществляется через люк. На суше глиссер SSB Mk 1 может транспортироваться на специальном автоприцепе.