Военные заграждения


С глубокой древности на войне применяются всякого рода заграждения, имеющие целью задержать или сковать действия противника. Частоколы, завалы, засеки, волчьи ямы применялись воюющими сторонами в течение многих столетий. Было создано огромное количество самых разнообразных заграждений  их применяют на суше и на воде, под водой и в воздухе. Сначала так защищались от пехоты и конницы, затем промышленная революция привела к необходимости перекрыть путь технике: автомашинам, танкам, поездам. Дальше  больше! Появились противодесантные, противолодочные, противоторпедные и про-тивокатерные заграждения, затем  противосамолётные, а ныне разрабатывают и «заборы» против крылатых ракет. В зависимости от места применения заграждения бывают наземные и водные; по способу воздействия на противника  взрывные, невзрывные и комбинированные. Сегодня наибольшее применение находят взрывные заграждения, но это отдельная большая тема, требующая особого рассмотрения. В данном же «Музее» мы рассмотрим именно классические, невзрывные инженерные заграждения.



В оборонительном бою главная задача обороняющихся войск  уничтожение наступающего противника. Заставить противника нести потерн можно только хорошо организованным огнём. Но этого ещё недостаточно. Улучшая условия своей боевой работы, войска стремятся так приспособить (изменить) местность, чтобы затруднить действия врага, задержать его под своим огнём как можно дольше, а значит, и нанести ему наибольший урон. Этого достигают как раз
используя различные заграждения. Оказывается нехитрые препятствия в сочетании с огнём всех видов оружия могут надолго задержать, а то и вообще остановить противника.Они должны быть неожиданны для противника, устойчивы к огневому воздействию и не стеснять манёвра собственных войск. Заграждения в состоянии выполнить свою задачу только, если они обнаруживаются неприятелем неожиданно для него, то есть если он не готов к их преодолению и не запланировал на их уничтожение время и ресурсы. При устройстве полос препятствий в них оставляют проходы для пропуска своих войск, а для быстрого их закрытия предусматривают переносные заграждения.После Второй мировой войны невзрывным заграждениям в военной науке практически не уделялось внимания. Между тем в определённых условиях они и в современной войне могут сыграть роль хотя и не решающую, но существенную.

Но заборами отгораживаются не только от враждебных соседей. Например, в Австралии в 1907 г. в штате Западная Австралия построили грандиозный «Забор № 1 для защиты от кроликов». Этот 1833-км забор-барьер из дерева, металла и проволоки защищая от нашествия кроликов, наводнивших в конце XIX в. южные районы Австралии. Забор состоит из трёх уровней, и в общей сложности его протяжённость составляет 3256 км. Там же, в 1880-х гт., было начато строительство громадного сетчатого «Собачьего забора», огораживающего участки овечьих пастбищ в южном Квинсленде от собак динго и кроликов. В 1960-х гг. отдельные секции ограды были соединены вместе, образовав барьер, прерываемый только в местах пересечения шоссейных дорог. Сегодня ограда протянулась на 8 500 км  от города Тувумба в Квинсленде до Большого Австралийского залива. Она стала одним из самых протяжённых сооружений, построенных людьми. Вдоль ограды курсируют патрули, отыскивающие повреждения в сетке и подземные норы, проделанные кроликами или вомбатами, и уничтожающие динго, проникших за ограду.