Учение вооруженных сил Польши «Анаконда-2012»


Основной задачей оборонной политики Республики Польша (РП) является сохранение независимости страны и обеспечение интересов национальной безопасности, в том числе и в энергетической сфере. По мнению военнополитического руководства страны, в случае агрессии и ведения боевых действий на территории РП первоочередными задачами вооруженных сил становятся: проведение операций начального периода войны с целью сковывания действий наступающего противника, переход к решительным действиям и окончательный разгром сил агрессора.

С учетом этого основным направлением оперативной и боевой подготовки ВС Польши, проводимой по национальным планам в 2012 году, стало повышение боевых возможностей войск по отражению агрессии и защите территориального суверенитета страны, в том числе и в составе многонациональных сил (МНС).Сроки, цель, состав участников учения, управление и связь. В период с 17 по 27 сентября 2012 года на территории северо-западной части страны (полигоны Дравско-Поморске, Устка, Ожиш), прилегающей акватории Балтийского моря, а также в воздушном пространстве над ними было проведено оперативно-стратегическое учение национальных вооруженных сил с привлечением формирований министерства внутренних дел и органов государственного управления под условным наименованием «Анаконда-2012». Цель этого мероприятия заключалась в отработке вопросов организации и проведения операции по отражению агрессии и разгрому вторгшейся на приморском направлении группировки войск (сил) противника, а также в оценке готовности органов управления, соединений и частей ВС РП к решению задач в составе группировок ОВС НАТО.Данное учение плановое; предыдущие маневры серии «Анаконда» проводились на территории Польши в 2006, 2008 и 2010 годах.

В учении принимали участие: оперативные группы (ОТ) штабов видов вооруженных сил (СВ, ВВС, ВМС), войск СпН и оперативного командования ВС Польши; штаб 2-го механизированного корпуса; центры воздушных и морских операций; соединения и части сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил; подразделения МВД. Всего к маневрам привлекались более 10 тыс. военнослужащих, в них были задействованы более 1 500 единиц военной и специальной техники (в том числе около 200 танков и БТР), 30 самолетов, 15 боевых кораблей и катеров, а также 500 человек из органов местного самоуправления и подразделений гражданской обороны. Кроме того, в отработке поставленных задач участвовали: ОГ штаба и подразделения германо-дат-ско-польского (ГДП) АК БР ОВС НАТО, а также подразделения бригады тылового обеспечения ГДП АК БР (Старгард-Щецинский); ОГ штаба и подразделения 2-й механизированной бригады (Петавава, провинция Онтарио) СВ Канады; ОГ штаба командования СВ США в Европейской зоне и 18-й бригады военной полиции СВ США (Мангейм, ФРГ) численностью до 70 человек; ОГ ВС Дании, Эстонии,

Организация руководства учением. Общее руководство маневрами было возложено на генеральный штаб ВС Польши, непосредственное — на оперативное командование (г. Варшава), которое осуществлял глава оперативного командования СВ Польши генерал-полков-ник Э. Грушка. Управление сухопутными войсками осуществлялось через штаб 2-го механизированного корпуса (г. Краков), а силами и средствами ВВС и ВМС - через центры воздушных и морских операций.
Поставленные задачи отрабатывались в местах постоянной дислокации соединений и частей, на территории полигона Дравско-Поморске, центрального полигона ВВС (Устка, Западно-Поморское воеводство), учебного центра ВМС (Устка), а также учебных районов ВМС в акватории Гданьского залива, Поморской бухты, юго-восточной и юго-западной частей Балтийского моря и в воздушном пространстве над ними. В ходе учения осуществлялось активное задействование постоянно функционирующих радиосетей оперативного управления и оповещения видов ВС, а также развертывание дополнительных радиосетей управления и взаимодействия, элементов АСУ видов и родов вооруженных сил в КВ-диапазоне. В частности, за 10 сут до начала учения были развернуты радиосети взаимодействия ОГ штабов СВ, ВВС и ВМС Польши, дополнительно - сеть управления тактической авиацией (ТА) ВВС РП, проведены внеплановые тренировки по управлению силами и средствами в радиосетях оперативного управления СВ, командований ВВС и ПВО, а также ВМС страны.

Для выполнения поставленных в ходе учения задач оперативное командование задействовало элементы автоматизированной системы стратегического управления «Колорадо», системы управления и связи СВ «Шафран», ВВС и ПВО «Дунай», ВМС «Леба», сопряжение которых осуществлялось через центры телеинформационной поддержки видов ВС. Это позволило органу управления получать информацию о ходе операции в реальном масштабе времени и своевременно принимать решения, способствующие успешному выполнению поставленных задач. В ходе учения отрабатывались вопросы организации управления всеми подчиненными подразделениями, а также проводилась проверка совместимости АСУ различных видов войск, командных пунктов и органов управления ряда силовых ведомств. Особенностью организации связи являлось задействование перспективных образцов вооружения, в частности новых командно-штабных машин на базе ББМ «Росомаха». При организации воздушной разведки и РЭБ впервые активно задействовались беспилотные летательные аппараты. Замысел учения. В основу исходной военно-политической обстановки был положен вариант возникновения и развития вооруженного конфликта между коалицией государств «Евролэнд» и страной с авторитарной формой правления «Монда», являющейся основным транзитером нефти и газа в государства Запада.

В условиях финансово-экономического кризиса в рамках «Евролэнда» экономика условного государства «Висландия» (Польша) зависит от поставок энергоресурсов из условного государства «Бария» (страна - экспортер энергоносителей, подразумевается Российская Федерация) через территорию союзного «Барии» условного государства «Монда» (страна - транзитер энергоносителей, подразумевается Белоруссия). После прихода к власти тоталитарных режимов в государствах «Бария» и «Монда» их правительства оказывают экономическое давление на руководство «Висландии» путем ограничения поставок энергоресурсов. Особую напряженность приобрели отношения с государством «Монда». Главной причиной эскалации конфликта стала борьба за контроль над месторождениями углеводородного сырья на континентальном шельфе у «висландского» побережья. В интересах удовлетворения растущего спроса на энергоносители «Висландия» приступила к активной разработке данных месторождений. В свою очередь, государство «Монда» после неудачных попыток обеспечить политико-дипломатическими средствами беспрепятственный доступ к разведанным запасам сырья заявило о намерении силовым способом решить поставленную задачу. В подтверждение серьезности своих планов его руководство при активной поддержке союзного государства «Бария» приступило к практической подготовке ВС к развязыванию военных действий в целях захвата «спорных территорий».

В сложившейся ситуации «Висландия», проведя консультации с союзниками по «Евролэнду» и заручив-ш СВ ФРГ, шись их политической под-онда-2012» держкой, приняла решение развернуть на приморском направлении группировку войск в интересах обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства. Согласно сценарию учения в северо-западной части «Висландии» была сформирована межвидовая группировка войск (сил), основными задачами которой являлись отражение «агрессии противника» и его разгром совместно с войсками усиления «Евролэнда».Фактически замысел проведения данного учения предусматривает силовое решение проблемы обеспечения энергетической безопасности Польши.

Ход учения. Маневры «Анаконда-2012» проводились в три фазы:

-    непосредственная подготовка (середина августа - первая половина сентября);

-активная фаза (в период с 17 по 27 сентября);

-    заключительная фаза (с 28 сентября).

В ходе фазы непосредственной подготовки была осуществлена переброска сил и средств в районы оперативного предназначения с отработкой следующих вопросов:

-    постановка задач; организация управления и связи;

-    уточнение планов и районов выполнения тактических задач; боевое слаживание в составе соединений и частей;

-    организация взаимодействия сухопутного, воздушного и морского компонентов;

-    организация взаимодействия и слаживание совместных действий ВС и гражданских органов управления.
Одним из основных вопросов, отрабатывавшихся на данном этапе, явилась организация перебросок сил усиления в район конфликта.

Активная фаза учения проводилась в три этапа.

Первый - командно-штабной - проводился в период с 17 по 20 сентября 2012 года. В ходе его с оперативным составом штабов видов ВС, соединений и частей отрабатывались следующие вопросы:

-    непрерывная оценка обстановки в районе кризиса;

-    детализация планов оперативного развертывания и применения частей в ходе оборонительной операции;

-уточнение боевого состава выделяемых сил и средств в секторах ответственности;

-    организация всех видов боевого и тылового обеспечения.

В течение данного этапа проходили ознакомительные занятия, на которых рассматривались планы операции, хронология проведения учения, организация тылового обеспечения, инструктажи по мерам безопасности, а также организация противопожарной защиты. Занятия закончились тренировкой по проверке боевой готовности личного состава управления учениями. Одновременно с обучением управления на полигонах Дравско-Поморске и Устка проводилась подготовка войск, участвующих в данном мероприятии. Второй этап (основной) прошел в период с 20 по 27 сентября 2012 года. Он предусматривал организацию и ведениесдерживающих, оборонительных и контрнаступательных боевых действий с комплексным применением видов вооруженных сил, входящих в состав МНС НАТО. Кроме того, с целью отражения агрессии вероятного противника и разрешения конфликта сценарием предусматривалось ведение боевых действий за завоевание господства на море и превосходства в воздухе, а также проведение воздуш-но-наземной оборонительной, морской и воздушной десантных операций.