Сражении у атолла Мидуэй

В июне 1942 года в сражении у атолла Мидуэй американские торпедоносцы-бомбардировщики атаковали мощную ударную группу японских авианосцев. 35 из 41 самолета были уничтожены, при этом ни одна торпеда не попала в цель.Целью нападения японцев на Мидуэй был окончательный разгром ВМФ США в Тихом океане, и они вполне могли ее достичь, окажись удача на их стороне. Американцы одержали победу не традиционным применением авиационных торпед, а благодаря относительно новой военно-морской тактике - бомбардировке. Анализ сражения выявил техническое несовершенство торпед и самолета-носителя «Девастейтор», а также серьезные тактические просчеты Военно-морского флота США.

Торпеду Мк 13, которую нес «Девастейтор», приняли на вооружение ВМС США в начале 1941 года, хотя после испытаний прогноз частоты отказов в боевых условиях составил около 90 %. Немногим лучше был и сам «Девастейтор»: его невысокая скорость практически не оставляла шансов «обрушиться» на мощный корабль в кильватерном преследовании. Однако при заходе на цель этот недостаток не играл существенной роли, поскольку стандартная тактика торпедной атаки требовала подлета по прямой на небольших скорости и высоте. Теоретически высота применения торпеды Мк 13 составляла 140 футов (43 м) с 80 %-ной точностью попадания в цель, но боевые эскадрильи атаковали не более чем с 50 футов (15 м) на скорости 110 узлов (204 км/ч). Экипажам торпедоносцев приходилось подлетать на низкоскоростном, неманевренном самолете, пока цель не окажется в пределах номинального радиуса действия Мк 13, равного 6300 ярдам (5761 м), однако для реальных шансов на успех требовалось подлететь на 800 ярдов (732 м).

4 июня 1942 года первыми взлетели «Дева-стейторы» с «Энтерпрайза». Когда 15 самолетов уже находились в воздухе, из-за технических проблем взлет остальных пришлось отложить на час. Первые «Девастейторы» из 8-й эскадрильи торпедоносцев ВМС вынуждены были отправляться в одиночестве, последовавший за ними второй эшелон торпедоносцев из 6-й эскадрильи после взлета должен был освободить воздушное пространство вокруг «Энтерпрайза», прежде чем выстроиться в боевой порядок с пикирующими бомбардировщиками авианосца и истребителями сопровождения «Уайлдкэт». Выстроившуюся в боевой порядок для атаки японского авианосца «Сорю» 8-ю эскадрилью встретили 27 истребителей А6М. Они уничтожили практически все беззащитные торпедоносцы-бомбардировщики. Выпущена была всего одна торпеда -и та прошла мимо. 6-я эскадрилья торпедоносцев устремилась в атаку на авианосец «Кага», начав кильватерное преследование судна, шедшего со скоростью 34 узла (63 км/ч), когда крейсер сопровождения открыл артиллеристский огонь, указывая истребителям А6М бомбардировщики-торпедоносцы. В этот момент б-я истребительная эскадрилья «Уайлдкэт», взлетевшая с авианосца «Хорнет», находилась выше, но ее летчики не услышали радиосигналов о помощи 6-й эскадрильи торпедоносцев. Уцелело пять «Девастейто-ров», один, возвращаясь на «Энтерпрайз», совершил вынужденную посадку на воду, а другой получил такие повреждения, что при посадке вылетел за борт. Выпущено было не менее шести торпед, но все они прошли мимо.