Сокращение финансирования армий стран членов НАТО

Причины, из-за которых свернули программу, на которую было потрачено более 6 млрд лир, имеют как технический, так и геополитический характер. Причём, последние, видимо, имели существенно большее значение. Распад СССР и окончание «холодной войны» отразилось не только на постсоветском военно-промышленном комплексе, но и на многих зарубежных фирмах, занимающихся разработкой и производством военной техники. После исчезновения «советской угрозы» значительно сократилось финансирование армий большинства стран  членов НАТО, в том числе и Италии. Там посчитали, что в сложившихся условиях армии будет достаточно ЗСУ SIDAM-25, ЗРК Skyguard-Aspide и Hawk, а также ПЗРК Stinger.



По мнению Маргарет Тэтчер, после 1991 г. «интернациональный утопизм расцвёл пышным цветом. Как и после завершения Первой мировой войны, предпочтение явно отдавалось маслу, а не пушкам». Военный бюджет США ежегодно сокращался и к 2000 г. составил примерно 60% от того максимума, которого военные расходы достигли в 1985 г. Что же тогда говорить о других странах  членах НАТО. Оборонные расходы США с 1992 по 2000 г. сократились с 361 до 296 млрд долларов, Великобритании с 51,1 до 34,5 млрд, Германии с 49,6 до 28,8 млрд, Франции с 53,3 до 35,0 млрд, Италии с 29,5 до 21,0 млрд. К 1995 г. доля военных расходов по отношению к объёму национального дохода сократилась с 5% до 2,6% по сравнению с 1987 г., на который приходился пик военных расходов. Согласно данным экспертов Стокгольмского института исследований проблем мира (СИ-ПРИ), объём финансовых средств, выделяемых странами НАТО на НИОКР и закупки вооружения, в совокупности за период с 1987 по 1995 г., сократился в пересчёте к ценам 1990-го г. с 120,9 млрд. до 90,4 млрд долларов, или примерно на 25%. В этих условиях, конечно, не могло идти речи о закупках новой самоходной зенитной установки.

Не приходилось рассчитывать и на экспортные заказы, поскольку окончание «холодной войны» привело к появлению большого количества избыточных вооружений. С 1990 по 1998 г. США поставили в развивающиеся страны и страны НАТО военной техники на сумму не менее 9 млрд долларов. Если в 1990 г. десять стран купили или безвозмездно получили от США вооружения, то уже в 1995 г. их количество выросло до шестидесяти. В списки получателей дотационной военной техники вошли такие страны, как Греция, Италия, Португалия, Испания, Турция, Израиль, Египет, Бахрейн, Оман, Иордания.
В 1990-1994 гг. 80% всех избыточных вооружений было передано безвозмездно, в 1995 г. эта доля упала до 50%.Безвозмездные поставки рассматривались не только как более дешёвый путь решения проблемы избыточных вооружений по сравнению с их ликвидацией или хранением, но и как эффективный инструмент внешней политики.Снизило потребность государств-импортёров в приобретении новых, более дорогих, систем оружия и увеличение потока вооружения и военной техники, выводимых из боевого состава армий стран НАТО и бывшего Варшавского договора в связи с их сокращением. Другой важной причиной падения спроса на новые системы вооружения стала активизация в различных странах работ по модернизации имеющегося вооружения, позволяющих при меньших затратах обеспечивать поддержание требуемого уровня технической оснащённости войск.