Сидней Кэмм - британский авиаконструктор

Сидней Кэмм - британский авиаконструктор, самолеты которого полностью изменили облик авиации Великобритании, родился 5 августа 1893 года в Виндзоре (графство Беркшир) в семье плотника.Отца звали Фредерик, мать - Мэри Смит. Семья Кэммов была большая, и Сиднею, как старшему ребенку, с детства приходилось много трудиться. На всю жизнь он запомнил уроки отца: люби труд и любую работу делай хорошо. Учился Кэмм в бесплатной школе Виндзора, где и пристрастился к авиамоделированию. Летающие модели выходили у него просто отличными, их даже можно было продавать - какая-ника-кая прибавка к семейному бюджету.В 1912 году Сидней основал Виндзорский авиамодельный клуб, где приступил к проектированию и постройке пилотируемого планера.Страсть к авиации постепенно захватила Сиднея, и в 1914 году он пришел на небольшую должность в компанию «Мартинсайд», которая построила свой первый самолет-моноплан еще в 1909 году. Там ему выпала удача работать под руководством одного из ведущих авиаконструкторов того времени Дж. X. Хэндэсайда. Кэмм помогал ему выполнять различные проектные работы и, надо сказать, оказался способным помощником и учеником.

В 1923 году его взяли уже старшим чертежником в компанию «Хоукер» - наследницу знаменитой фирмы «Сопвич». Быстро проявив свои знания в части конструирования аэропланов, Кэмм получил возможность спроектировать в 1924 году свой собственный самолет. Это был спортивный Хоукер «Саджнет». Были построены два самолета. Они удачно выступили на воздушных гонках в сентябре 1924 года, а после установки новых двигателей первый победил в 1926 году в гонках «Дэйли Мейл», а второй -на открытой гонке «Гандикап» в Лимпне.В том же году Сидней разработал «Герон» («Цапля») - первый военный самолет фирмы «Хоукер», причем в конструкции аэроплана впервые широко применил металл.В 1925 году Сидней занял место главного конструктора фирмы «Хоукер» и немедленно приступил к разработке истребителя Danecock («Датский петух»), а также иниции ровал работы по ряду других проектов.

6 ноября 1936 года в Вейбридже, который находится в английском графстве Суррей,состоялся первый полет «Харрикейна» («Урагана»), наверное, самого известного самолета Сиднея Кэмма. Именно этому истребителю на своих крыльях впоследствии пришлось вынести основную часть Битвы за Британию во время Второй мировой войны (с 9 июля по 30 октября 1940 года). Кэмм, как главный конструктор, построивший для Королевских ВВС серию удачных бипланов, хорошо понимал, что такая схема уже изжила себя. Но зачем, переходя на монопланную схему, отбрасывать в сторону накопившийся за десятилетия конструкторский задел, зачем ломать хорошо освоенную технологию производства? Так на свет появился моноплан со всеми присущими биплану чертами: большой площадью крыла и малой удельной нагрузкой на него, убирающимися шасси и пулеметным вооружением винтовочного калибра. Впрочем, «Харри-кейн» пришелся по вкусу Королевским ВВС. В 1940 году во время Битвы за Британию именно эта «рабочая лошадка» ВВС встала на пути немецкого люфтваффе. В умелых руках английских пилотов «Харрикейн» не дал фашистам завоевать господство в воздухе, уничтожить британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру страны. Метрополия была спасена, а «Харрикейн» вошел в число наиболее известных самолетов мира. Он выпускался до конца 1944 года без существенных изменений большими сериями (всего было выпущено более 1 б 500 машин) и принимал участие в боевых действиях на всех фронтах Второй мировой войны.

Последним детищем Кэмма, принимавшим участие во Второй мировой войне, стал истребитель «Темпест». При его разработке конструктор постарался устранить все слабые места предшественника - истребителя-бомбардировщика «Тайфун», запущенного в серию в мае 1941 года, и в особенности не слишком удачную конструкцию крыла, чрезмерно толстого для быстроходного истребителя. Второй важной идеей стал перенос радиаторов в переднюю кромку крыла. Благодаря новому крылу и улучшенной аэродинамике в июне 1943 года экспериментальный истребитель с нормальной полетной массой 5,2 т развил фантастически высокую скорость горизонтального полета - 750 км/ч на высоте 7500 м. Его практический потолок составил 11,9 км, а дальность полета - 1240 км. Высоту 4500 м опытный «Темпест» V набирал за 4,5 мин. И хотя характеристики серийного образца самолета оказались слабее опытного, пилоты строевых частей с энтузиазмом встретили серийный вариант. Летом 1944 года «темпесты» стали широко применять для борьбы с самолетами-снарядами «Фау-1». К концу сентября, когда пик борьбы с ними миновал, шесть эскадрилий «темпестов» уничтожили 638 «Фау-1» из 1771, сбитых британскими ВВС. Благодаря высокой скорости полета «Темпест» был грозным противником даже для немецких реактивных истребителей. Так, на счету 122-го авиакрыла (три эскадрильи) к концу войны числились 8 сбитых и 15 поврежденных реактивных Me 262.

Истребительное командование до конца войны получило около 800 «темпестов». Сразу после войны под руководством Кэмма было разработано несколько экспериментальных реактивных машин, затем появился перехватчик «Хок» (проект Р.1040), созданный в инициативном порядке. Первый полет прототип совершил 2 сентября 1947 года. Доработанный в интересах ВМС Великобритании, он вошел в серию под именем «Си Хок». Далее Сидней создал один из первых британских истребителей-перехватчи-ков со стреловидным крылом «Хантер» («Охотник») - проект Р.1067, который в Британии часто называют лучшим проектом Сиднея Кэмма. 20 июля 1951 года с аэродрома Боскомб-Даун поднялся в воздух первый опытный образец этого нового истребителя. Он действительно обладал высокими летными качествами. Некоторое время ему принадлежал мировой рекорд скорости. Самым значительным послевоенным проектом Кэмма, реализованным уже после смерти Сиднея, следует считать проект Р.1127. Кэмм вместе со Стэнли Хукером из Bristol Engine Company координировал работы по созданию самолета с вертикальным взлетом и посадкой на основе аванпро-екта сотрудника Кэмма, инженера Ральфа Хупера. Р.1127 стал прародителем ис-требителя-бомбардировщика «Харриер». 1 апреля 1969 года первый в мире серийный «Харриер» (GR.Mk 1) поступил на вооружение 1-й эскадрильи британских ВВС. А в 1982 году эти самолеты сыграли исключительно важную роль во время войны Великобритании с Аргентиной за Фолклендские острова, когда английские летчики, обороняя морское соединение Великобритании, сбили на самолетах «Си Харриер» 23 самолета противника и тем самым практически спасли его от разгрома авиацией Аргентины.Возведенный за заслуги, оказанные Британии, в рыцарское звание сэр Сидней Кэмм скончался 12 марта 1966 года.