Реорганизация командование морских перевозок ВМС США



Командование морских перевозок (КМП) ВМС - один из важнейших компонентов объединенного командования стратегических перебросок (ОКСП) ВС США, обеспечивающего стратегическую мобильность оперативных формирований всех видов национальных вооруженных сил. В структуре военно-морских сил США КМП, в статусе межфлотского в составе командования сил флота США (USFFC), также играет весьма важную роль, выполняя целый комплекс задач, обеспечивающих повседневную деятельность, развертывание и боевую устойчивость оперативных и экспедиционных соединений флота и морской пехоты.



Не имея в своем составе ни одного боевого корабля, а располагая лишь современными морскими транспортными и вспомогательными судами, не вооруженными и с экипажами, укомплектованными в основном гражданским персоналом, КМП, тем не менее, обеспечивает боевую подготовку и использование сил флота и МП в любых условиях обстановки, во всех крупных военных операциях и вооруженных конфликтах нашего времени.

Организационная структура КМП на протяжении многих предшествующих лет считалась устоявшейся и вполне отвечающей на практике тем целям и задачам, которые ставились перед ним командованием ВМС и министерством обороны. Однако в условиях текущего экономического кризиса, бюджетных ограничений и на волне развернутой оборонными ведомствами кампании по всесторонней экономии финансовых и материальных ресурсов необходимость ее пересмотра и обновления стала очевидной. К масштабной реорганизации с целью, как было заявлено, повышения рентабельности и эффективности функциональого использования своих сил и средств командование морских перевозок ВМС США (штаб в г. Вашингтон, округ Колумбия) приступило в январе 2012 года. Согласно плану командующего КМП (контр-адмирал Марк X. Базби), пересмотру подлежат три ключевых аспекта обеспечения успешного выполнения основных прерогатив командования. Это, во-первых, пересмотр функций управленческого персонала трех главных штабных исполнительных служб (SES - Senior Executive Service); во-вторых, перераспределение вспомогательного корабельного и судового состава и морских транспортных средств по направлениям их целевого использования; и, в третьих, изменение порядка управления обеспечивающими тыловыми органами командования в передовых операционных зонах флота.

В интересах повышения эффективности своих операций командование КМГ предусматривает перераспределение судового состава по ряду основных на правлений его целевого использования. Так, вспомогательный флот разделя ется на два самостоятельных компонента: силы тылового обеспечения флот, и силы обслуживания и поддержки сил флота, причем в категорию последи и> переходит часть судов специального назначения. Две остальные категорш судов - обеспечения морских стратегических перевозок и заблаговременной складирования - сохраняются практически в прежнем составе. В результат* штатный судовой состав командования вместо бывших четырех целевых про грамм его использования распределяется теперь уже по пяти категориям.

Силы тылового обеспечения флота (Combat Logistic Force) включают в насто ящее время 37 государственных судов подвижного тылового обеспечения из со става бывшего вспомогательного флота ВМС (NFAF-Naval Fleet Auxilary Force) По классам судов это - четыре универсальных транспорта снабжения (Т-АОЕ)13    транспортов снабжения и боеприпасов (Т-АКЕ), четыре транспорта боепри пасов (Т-АЕ), 14 танкеров-заправщиков (Т-АО) и два быстроходных транспорт; боевого обеспечения (HSV), недавно причисленных к этой категории.Силы обслуживания и поддержки (Servise Support) сформированы в состав 14    государственных судов, четыре из которых ранее относились к категории специального назначения (две плавбазы подводных лодок, штабной корабль i кабельное судно) и 10 судов бывшего вспомогательного флота (два госпиталь ных и четыре спасательных судна, а также четыре океанских буксира).Специальные функции (Special Mission) выполняют 23 эксплуатируемых пс долгосрочному контракту судна: три командно-измерительного комплекса, пять гидроакустической разведки и семь океанографических, четыре судна обеспечения ПЛА (по обновленному контракту 2010 года) и одно - испытаний навигационного    оборудования ПЛА, два судна обеспечения ССО ВМС и одно - обеспечения глубоководных спасательных работ.Стратегические морские перевозки выполняют 15 штатных судов: 11 транспортов-контейнеровозов класса «ро-ро» (T-AKR) и четыре танкера (Т-АОТ). В экстремальных условиях обстановки дополнительно фрахтуются транспортные суда у частных судовладельческих компаний. Заблаговременное складирование ВВТ и запасов МТО обеспечивают 25 судов: восемь судов-складов колесной и гусеничной техники (контейнеровозы класса «ро-ро» - Т-АК), 11 грузовых транспортов-контейнеровозов класса «ро-ро» (T-AKR), пять транспортов-контейнеровозов (Т-АК) и одно вспомогательное судно, обеспечивающее перевалку топлива на побережье.

Подробно новая структура и функциональные возможности судового состава КМП ВМС США по состоянию на январь 2012 года представлена в «Справочных данных».Несмотря на изменения военно-политической обстановки в мире и существенные финансовые ограничения, штатный судовой состав КМП ВМС США стабильно поддерживается на уровне 110-120 кораблей и судов (в зависимости от количества дополнительно зафрахтованных судов). Устаревающие либо израсходовавшие свой эксплуатационный ресурс суда списываются (три ТРС типов «Марс» и «Сириус»), выводятся в резерв (два судна-склада средств МТО авиации МП типа «Райт», транспорт-контейнеровоз T-AKR-291 «Алгол») или заменяются новыми. В частности, успешно выполняется программа строительства крупной серии (из 14 единиц) транспортов снабжения и боеприпасов (ТРСБ) типа Т-АКЕ-1 «Льюис и Кларк» - к настоящему времени в строю уже 13 судов этого типа. В 2011 году в состав КМП было передано новое судно командно-измерительного комплекса T-AGM-25, в 2010-м в него вошла вторая ПБПЛ типа «Эмори С. Лэнд» - «Фрэнк Кейбл» (AS-40), заменены новыми все четыре судна обеспечения атомных подводных лодок (по фрахту).