Развитие военнополитической обстановки в Афганитстане


Афганистан более 30 лет остается одним из наиболее нестабильных государств мира, где с 1978 года фактически не прекращается гражданская война. Свыше 10 последних лет продолжается иностранное военное присутствие, которое является единственным фактором, препятствующим захвату власти в этой стране вооруженной оппозицией. 3 настоящее время в состав Международных сил содействия безопасности (МССБ) входят воинские контингенты 50 государств общей численностью более 130 тыс. военнослужащих. На их вооружении имеется около 70 танков, более 1 тыс. боевых бронированных машин, свыше 100 боевых самолетов и до 500 вертолетов. Основу группировки составляют ВС США, которые задействуются в боевых операциях наиболее интенсивно. Общее руководство иностранными контингентами осуществляет верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО, непосредственное- командующий МССБ (американский генерал Дж. Аллен) через штаб в г. Кабул.

В целях организации эффективного управления войсками территория Афганистана разделена на шесть зон. Руководство действиями воинских контингентов, развернутых в этих зонах, возложено на соответствующие региональные командования: «Север» (Мазари-Шариф, возглавляет Германия), «Запад» (Герат, Италия), «Юг» (Кандагар, США), «Юго-Запад» (Гиришк, США), «Восток» (Баграм, США) и «Столица» (Кабул, возглавляют по принципу ротации Италия, Франция и Турция).
МССБ решает как боевые, так и небоевые задачи. Однако главное их предназначение - разгром вооруженной оппозиции путем проведения операций по стабилизации обстановки и противоповстанческих действий.Экономические, психологические и другие действия, предпринимаемые для подавления антиправительственных сил. Основные задачи в ходе таких операций сводятся к обеспечению безопасности населения и созданию условий для эффективного функционирования местных администраций.

Противоповстанческие операции представляют собой совокупность объединенных единым замыслом действий формирований наземных войск и военно-воздушных сил. Они проводятся преимущественно тактическими группами, задачи которым ставятся главным образом не по рубежам, а по объектам атаки. Такая операция включает: проведение воздушной разведки района операции с применением беспилотных летательных аппаратов типов «Предатор» и «Рипер»; рейдовые действия разведывательных групп в основном в темное время суток; нанесение авиационных ударов по объектам противника с использованием управляемых бомб и огневых ударов вертолетами армейской авиации; подавление сопротивления минометным огнем; захват и «зачистку» населенного пункта в пешем порядке. Продолжительность противоповстанческой операции составляет, как правило, до 2 сут. В свою очередь, минометные (артиллерийские) подразделения, ведущие огонь с максимальным углом возвышения, сознательно сокращают безопасную дистанцию разрывов мин от передней линии своих пехотных подразделений до 200 м.

Важную роль в операциях по ликвидации бандформирований экстремистов играют также силы специальных операций (ССО), действия которых разнообразны по характеру и содержанию в зависимости от типа решаемых задач, их состава, условий обстановки и других особенностей операции. В конце 2011 года ССО задействовались в операции под условным наименованием «Лев», цель которой - нейтрализация отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Бадахшан, Баглан, Кундуз и Тахар на севере Афганистана.Несмотря на подавляющее численное и техническое превосходство над боевиками, разгромить вооруженную оппозицию в условиях партизанской войны не удается. Более того, все больше афганцев рассматривают иностранных военнослужащих как оккупантов, из-за чего деятельность экстремистов приобрела черты национально-освободительного движения. При этом число лиц, симпатизирующих талибам, неуклонно растет, а ситуация в сфере безопасности постепенно ухудшается.

В подобных условиях дальнейшее содержание в Афганистане значительного воинского контингента становится политически и экономически неоправданным, особенно в связи с предстоящими в Соединенных Штатах в 2012 году президентскими выборами. С учетом этого, а также предвыборных обещаний Б. Обамы администрация США стремится заметно сократить численность своего контингента. С этой целью разработан и с 20 июля 2011 года реализуется поэтапный план передачи ответственности за безопасность в стране от войск НАТО афганским силовым структурам.На первом этапе, завершившемся в сентябре 2011 года, под ответственность Кабула перешло около 4 проц. территории страны, на втором (к сентябрю 2012-го) намечено передать около 26 проц., на третьем (к сентябрю 2013-го) - еще 27 проц., а в 2014 году - оставшуюся территорию. При этом Вашингтон всячески стремится реализовать данный план опережающими темпами.


Передача контроля осуществляется в условиях заметного усиления боевой активности антиправительственных сил. В 2011 году вооруженная оппозиция, основу которой составляют Исламское движение талибов (ИДТ), Исламская партия Афганистана (ИПА) и Исламское движение Узбекистана (ИДУ), значительно расширила зону влияния и взяла под контроль значительную часть афганской территории. Исламистам удалось нарастить свое присутствие в северных провинциях страны, где ситуация в плане безопасности ранее была относительно благополучной. При этом количество вооруженных инцидентов в Афганистане имеет тенденцию к росту. Экстремисты традиционно применяют тактику партизанской войны, для которой характерно следующее: тесная связь боевиков с населением, действия в составе мелких групп (до пяти человек), высокая мобильность (использование автомобилей и мотоциклов), знание и умелое использование местности, устройство засад в тактически выгодных местах, тщательный выбор объектов нападения, детальная подготовка нападений и засад, скрытность и внезапность действий, тесное взаимодействие боевиков в ходе акции, ставка на постоянное изнурение противника, проведение терактов на транспортных путях сообщения, тщательно организованная разведка (с привлечением женщин и детей), психологическое и пропагандистское обеспечение своей деятельности.

Использование этих приемов позволяет боевикам достаточно успешно совершать вооруженные нападения на блокпосты, патрули и транспорты иностранных воинских контингентов, общественные учреждения, дипломатические и международные представительства, объекты жизнеобеспечения, обстреливать объекты военной и гражданской инфраструктуры, организовывать покушения на высокопоставленных лиц и чиновников, захватывать небольшие населенные пункты. Так, только в декабре 2011 - январе 2012 года в Афганистане совершено до 1 тыс. силовых акций, в том числе более 200 нападений на патрули МССБ и афганских силовых структур, около 150 обстрелов гарнизонов, постов безопасности и других объектов правительственных войск, свыше 150 терактов с применением фугасов и террористов-смертников.Характерно, что экстремисты стремятся показательно ликвидировать представителей власти и спецслужб, рассматривая в
качестве первоочередных целей высших должностных лиц. Совершенная против них в 2011 году серия терактов, наиболее резонансным из которых стало убийство бывшего президента страны Б. Раббани, породила среди правящей элиты атмосферу паники и фактически дезорганизовала работу органов власти. Из-за опасений за свою жизнь многие чиновники укрываются в своих домах, уклоняясь от выполнения служебных обязанностей.

В таких условиях авторитет и влияние афганского руководства неуклонно снижаются. Для решения юридических и коммерческих споров население все чаще обращается к представителям назначенных талибами «теневых властных структур», которые негласно действуют в большинстве населенных пунктов. При этом в темное время суток реальная власть переходит в руки боевиков практически на всей территории страны.Кроме того, ИДТ наращивает численность своих бандформирований, которая в настоящее время превышает 30 тыс. человек. При этом лидеры талибов добиваются «выдворения оккупантов», свержения правящего режима и захвата власти в стране, а решение Белого дома сократить масштабы военного присутствия в Афганистане они восприняли как свою безусловную победу.Усилия Соединенных Штатов и их союзников по организации диалога афганских властей с талибами не дают результатов. Экстремисты считают бессмысленным вести переговоры с противником, особенно в связи с предстоящим выводом из Афганистана иностранных войск. В то же время обнародованное США в декабре 2011 года предложение об открытии в Катаре официального представительства талибов последние рассматривают как подтверждение своей легитимности.
После вывода в 2014 году основной части иностранных войск боевики готовятся официально реставрировать «Исламский Эмират Афганистан». В связи с этим они приступили к практической деятельности по воссозданию ключевых элементов государственности, и прежде всего органов власти. В частности, к настоящему времени утвержден персональный состав будущего талибского правительства.

В свою очередь, афганские силовые структуры не готовы самостоятельно обеспечивать конституционный порядок. В соответствии с планами ВПР страны, создать армию и полицию намечалось в несколько этапов в период до 2014 года. Однако в последнее время Кабул форсирует темпы их строительства в связи с предстоящим сокращением американского военного присутствия. Так, уже сейчас в вооруженных силах Афганистана насчитывается свыше 190 тыс. человек, а максимальной численности (240 тыс.) намечается достичь еще до конца текущего года.Основным видом ВС Афганистана являются сухопутные войска, в составе которых сформированы шесть армейских корпусов. В центральном подчинении имеется дивизия стратегического резерва, отдельная бригада охраны и бригада специального назначения «коммандос». Пять пехотных бригад находятся в стадии формирования. В СВ насчитывается около 50 танков, свыше 200 боевых бронированных машин, до 1 тыс. орудий полевой артиллерии и минометов. Однако в большинстве своем техника устаревшая - состоит на вооружении с 70-80-х годов прошлого века. При этом потребность в ней удовлетворена не более чем на 10-15 проц.



Военно-воздушные силы насчитывают три авиакрыла, на вооружении которых имеется около 30 самолетов и 50 вертолетов, главным образом советского и российского производства. Однако большая часть техники неисправна либо практически полностью выработала свой ресурс и нуждается в капитальном ремонте.С учетом такого положения афганская армия не способна действовать эффективно. Войска испытывают значительные трудности даже с обеспечением безопасности своих объектов и военнослужащих в пунктах постоянной дислокации. Что касается выполнения боевых задач, то афганцы привлекаются к совместным с ВС США операциям против вооруженной оппозиции в незначительных масштабах для выполнения в основном обеспечивающих функций.В подобных условиях перспектива создания в отведенные сроки действительно эффективных афганских ВС весьма сомнительна. Так, по оценкам американских инструкторов, при сохранении упомянутых негативных факторов АН А вряд ли достигнет необходимой боеспособности ранее чем через десять лет.С учетом этого предстоящий до конца 2014 года вывод сил международной коалиции из Афганистана создает реальные предпосылки к дестабилизации обстановки в стране и возврату ее под контроль талибов.

Нельзя исключать, что укрепление положения талибов в результате полного или частичного захвата ими власти в Афганистане приведет к ускорению территориально-политического размежевания республики с возможностью ее распада как минимум на два квазигосударственных образования - пуштунское на юге и непуштунское на севере.Вместе с тем в предшествующий 2014 году период талибы, очевидно, будут стремиться взять под контроль всю территорию Афганистана, включая районы традиционного проживания таджиков, туркменов, узбеков и хазарейцев, примыкающие к центральноазиатским республикам СНГ. В связи с этим бандформирования, вероятнее всего, сосредоточат свои усилия на разгроме и уничтожении вооруженных отрядов национальных меньшинств.Учитывая достаточно высокую вероятность реализации такого сценария, полный вывод американских войск из Афганистана к концу 2014 года не будет осуществлен.

Ограниченное присутствие ВС США после 2014 года


закреплено соглашением о стратегическом партнерстве между Кабулом и Вашингтоном. При этом Соединенные Штаты вкладывают значительные средства в модернизацию и строительство в республике военных объектов, главным образом аэродромов (авиабаз). Начиная с 2002 года на эти цели ежегодно выделяется до 1 млрд долларов.Вместе с тем после 2 )14 гола Белый дом намерен в основном :нять с себя ответственность за развитее обстановки в стране. На эго указывает анализ итогов состоявшейся 5 декабря 2011 года в Германии (г. Бонн) международной конференции по Афганистану. Так, обязанности главного координатора афганского урегулирования намечено «переложить» с Международных сил содействия безопасности (то есть с НАТО) на ООН, большую часть затрат на содержание афганских силовых структур - на партнеров США по Североатлантическому союзу, а расходов на восстановление экономики страны - на соседние государства.Наращиванию их экономической кооперации с Кабулом призвана способствовать недавно выдвинутая американцами инициатива «Новый шелковый путь», предполагающая превращение Афганистана в крупнейшего регионального транзитера энергоресурсов. В связи с этим в качестве первоочередных проектов, которые положат начало ее реализации, рассматриваются строительство газопровода по маршруту Туркменистан - Афганистан - Пакистан -Индия и линии электропередач из Таджикистана через Афганистан в Пакистан.

Пока же существование Афганистана как государства полностью зависит от иностранной финансовой помощи. Бюджет страны формируется главным образом за счет средств, выделяемых государства-ми-донорами и международными финансовыми организациями. Объем помощи, фактически предоставленной Кабулу в 2001-2011 годах, превысил 64 млрд долларов, из которых более 52 млрд выделили США.За счет этих ассигнований удалось несколько поднять отдельные отрасли промышленности, активизировать строительство объектов инфраструктуры, энергетики, школ и больниц. Однако экономика восстанавливается крайне низкими темпами. Афганское правительство осваивает не более 60 проц. выделяемых финансовых средств, что в значительной степени обусловлено коррупцией во властных структурах всех уровней. По этой причине государства-доноры последовательно отказываются передавать их под полный контроль Кабула.

Попытки афганского руководства реализовать программу национального примирения оказались безрезультатными. Ее ключевое направление, предполагавшее реинтеграцию в мирную общественную и экономическую жизнь страны до 20 тыс. экстремистов, участвующих в боевых действиях якобы в основном по материальным соображениям, осталось нереализованным. При этом лидеры вооруженной оппозиции объясняют такое положение дел тем обстоятельством, что талибы борются не за «деньги, собственность или особое положение, их цель - победа ислама и вывод иностранных войск».
Высокая активность экстремистов ведет к тому, что безвозвратные потери военнослужащих стран НАТО и их союзников неуклонно растутВсего с 2001 года и до мая 2012-го в Афганистане погибли 3 006 и ранены свыше 8 800 иностранных военнослужащих.

Острой проблемой, негативно влияющей на развитие обстановки в стране, остается незаконное производство и распространение наркотиков. Выращиванием наркосодержащих культур в Афганистане занимается более 1,5 млн человек. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, площадь посевов опиумного мака в стране в 2011 году достигла 130 тыс. га, что составляет свыше 80 проц. мировых площадей этой незаконно выращиваемой культуры. Объем сбора опия-сырца в 2011 году вырос по сравнению с 2010-м практически вдвое, достигнув 8 тыс. т. При этом на складах местных наркопроизводителей остается значительный запас опия-сырца прошлогоднего урожая.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что более 90 проц. афганских наркотиков производится в четырех провинциях страны (Гильменд, Кандагар, Урузган и Фарах). В настоящее время на их территории дислоцированы части и подразделения иностранных войск общей численностью более 30 тыс. человек. Однако сколько-нибудь действенной борьбы с наркопроизводством они не ведут, полагая, что это неизбежно повлечет за собой рост числа добровольцев, готовых влиться в ряды вооруженной оппозиции. В складывающейся ситуации нельзя исключать, что уровень исходящей отсюда наркоугрозы, в том числе для Российской Федерации, в перспективе не только не снизится, но, наоборот, повысится.Таким образом, к настоящему времени Афганистан прочно закрепил за собой статус источника повышенной террористической, религиозно-экстремистской и наркотической угрозы для всех государств региона. Влияние талибов в перспективе будет только усиливаться. По мере сокращения группировки иностранных войск следует ожидать активизации действий вооруженной оппозиции, которая будет стремиться взять к 2014 году под свой контроль всю территорию государства. При этом слабость афганских силовых структур, а также существенные упущения правительства X. Карзая при решении задачи восстановления государства обусловливают низкую вероятность нормализации обстановки в стране в обозримой перспективе.