Подводный взрыв «Бейкер»

Для подводного взрыва бомбу «Хелена Бикини» поместили в водолазный колокол, сделанный из боевой рубки подводной лодки, подвесив с помощью тросов на глубине 27,5 м к днищу десантного судна LSM-60. Подрыв осуществлялся по радио.«Хелена» взорвалась 25 июля в 08:35 по местному времени. Наверняка многие из тех журналистов, которые решили не оставаться на продолжение испытаний, жалели потом об этом всю жизнь. Это было самое грандиозное зрелище, виденное человеком до сих пор. После завершения отсчёта, который транслировался по громкоговорителям, над водой поднялся огромный столб воды высотой 2400 м и диаметром 600 м, внутри он был полый, толщина стенок составляла 90 м. По расчётам, вес поднятой воды составлял от одного до двух миллионов тонн. Газы и водяной пар, образовавшиеся при взрыве, прорвавшись через полость столба, образовали над его верхней частью облако диаметром 6-7 км. Через 10 с началось падение поднятых масс воды, в результате чего у основания столба образовалась волна, скорость распространения которой составила 30 м/с, а затем замедлилась до 3 м/с. На расстоянии 305 метров от эпицентра высота волны была около 30 м, на расстоянии 610 м - 14 м, на 1830 м -4,9 м. На морском дне, состоявшем из рыхлых осадочных пород и ила, после подводного взрыва образовалась воронка диаметром 900 м и глубиной 9,8 м. 

По сравнения с «Эйбл», «Бейкер» нанёс гораздо больший /щерб, в первые несколько дней после взрыва затонуло 8 цепей, одна (ARDC-13) была затоплена спустя несколько дней, другая («Принц Ойген») была отбуксирована на мелководье и медленно затонула, многие получили различные повреждения. Но самое главное отличие было в радиоактивном загрязнении. Если при воздушном взрыве продукты распада были рассеяны в атмосфере, то здесь заражённые вода и донный грунт, выпав обратно в лагуну, загрязнили не только местность, но и цели. Первая команда смогла высадиться для осмотра только десять дней спустя, и уже в отличии от первого взрыва использовали защитные костюмы. На некоторых кораблях уровень загрязнения не позволил провести осмотр. Пытаясь «смыть» радиацию, цели поливали морской водой, взятой тут же в лагуне, что привело ещё к большему загрязнению. Радиация фиксировалась уже не только на целях, но и на судах вспомогательного флота. По причине сильной загрязнённости не удалось до конца выполнить программу исследований. Какой эффект оказал на корабли подводный взрыв, в большинстве случаев удалось выяснить лишь по кинофотоматериалам, но и их по сравнению с «Эйбл» очень мало. В 1946 г. военные водолазы обследовали некоторые корабли, но сильный уровень загрязнения и большое количество ила и осадочных пород, не позволили их подробно осмотреть. В настоящее время уровень радиации в лагуне соответствует безопасному уровню и «призрачный флот» является местом, облюбованным дайверами со всего мира.

Десантное судно LSM-60. Находилось в эпицентре, под ним была подвешена бомба. После взрыва судно буквально испарилось, не было найдено ни одного обломка.Линкор «Арканзас». Находился на расстоянии 155 м от эпицентра. Подводная ударная волна пришлась в правый борт, оторвав 7 м кормы и перевернула корабль. Затем, когда начал подниматься водяной столб, он поднял линкор приблизительно на 100 м вверх, носовая часть при этом возможно упёрлась в дно лагуны, а затем «Арканзас» рухнул вниз. В настоящее время линкор лежит на дне днищем вверх, с небольшим креном на правый борт, который сильно измят. Днище имеет множество пробоин и сильных вмятин, обшивка в некоторых местах отошла. Носовая надстройка оторвана, обнаружить её не удалось.

Подводная лодка «Пилотфиш» (SS-386). Находилась в подводном положении на расстоянии 332 м от эпицентра. Поскольку лодка находилась под водой, данных о том, как она вела себя при взрыве, нет. Обследования проведённые в 1946 и 1989 гг. показали, что лодка лежит ровно, с небольшим креном на правый борт, лёгкий корпус имеет небольшие вмятины, прочный корпус визуально не повреждён, но, вероятно внутри лодка полностью затоплена. Рубка имеет небольшие повреждения.Авианосец «Саратога». Находился на расстоянии 411 м от эпицентра. В результате удара подводной ударной волны корабль получил несколько пробоин ниже ватерлинии, водяной вал обрушился на корабль, раскачивая его из стороны в сторону. Когда вода успокоилась, авианосец встал на ровный киль, но из-за проникающей через пробоины воды вскоре получил дифферент на корму и крен на правый борт. Кроме пробоин в подводной части, была сильно измята надводная часть корпуса, дымовая труба согнулась и лежит на палубе, платформа самолётоподъём-ника перекосилась и была вдавлена вниз. Крен и дифферент продолжали увеличиваться и через 6 часов после взрыва адмирал Блэнди принял решение отбуксировать авианосец к острову Эню и посадить на мель, но высокий уровень загрязнения самого корабля и окружающей воды не позволил буксирам к нему приблизиться. Через 7 часов после взрыва дифферент сильно увеличился, корма полностью ушла под воду, а нос задрался вверх и вскоре легендарный американский авианосец, прошедший всю войну скрылся под водой.

Несамоходная топливозаправочная баржа YO-160. Во время теста «Эйбл», баржа получила серьёзные повреждения. При подводном взрыве находилась на расстоянии 475 м от эпицентра, была накрыта волной и затонула.Японский линкор «Нагато». Находился на расстоянии 704 м от эпицентра, получил сильные повреждения подводной части. После взрыва остался на поверхности с небольшим креном на правый борт. Линкор тонул очень медленно, но, как и с другими кораблями, высокий уровень загрязнения не позволил выслать на его борт спасательную команду. Спустя четыре дня, крен достиг 120 градусов, корабль перевернулся и затонул.Подводная лодка «Скилджек» (SS-184). Находилась на расстоянии 731 м от эпицентра. Сведениями о полученных повреждениях мы не располагаем, несмотря на то что это была единственная затонувшая цель, которую удалось поднять.Подводная лодка «Апогон» (SS-308). Расстояние от эпицентра 777 м, находилась в подводном положении на глубине 30 м. Лодка получила лёгкие повреждения, имеются небольшие пробоины, рубка немного помята. Все отсеки затоплены, за исключением боевой рубки. После завершения испытаний «Апогон» готовились поднять, были проведены необходимые подготовительные работы, но потом от подъёма отказались.Получившие различные повреждения и впоследствии затонувшие или затопленные:Железобетонный плавучий док ARDC-13. Находился в 1051 м от эпицентра, получил лёгкие повреждения и остался на плаву. Через пробоины медленно поступала вода, спустя десять дней после взрыва перевернулся, но частично продолжал держаться на поверхности. 6 августа 1946 г. был потоплен с помощью подрывных зарядов.

Немецкий тяжёлый крейсер «Принц Ойген». Расстояние от эпицентра 1646 м. Получил лёгкие повреждения, но был сильно загрязнён. Для проведения обеззараживания отбуксирован к атоллу Кваджелейн. На корабле открылась небольшая, но прогрессирующая течь, 21 декабря сильно увеличился крен и дифферент на корму, была предпринята попытка отбуксировать крейсер к рифу Энубуи, но из-за недостатка буксиров, сильного ветра и усиливающегося поступления воды в 12:43 22 декабря 1946 г. «Принц Ойген перевернулся и затонул. Торчащую из воды кормовую часть корабля можно наблюдать и по сей день, в 1978 г. был снят один из гребных винтов и установлен в качестве мемориала в Лабое.Несколько десантных судов типа LCT. Расставленные непосредственно у берега, получили различные повреждения и были затоплены в целях обеспечения безопасности судоходства.По результатам теста «Бейкер» были сделаны следующие выводы: в зоне радиусом 300-500м, как правило будут потоплены корабли всех классов. В зоне радиусом до 800 м корабли могут быть потоплены или получат сильные повреждения. В зоне радиусом более 800 м корабли могут получить различные повреждения. Подводные лодки могут быть потоплены в зоне радиусом до 800 м.

Наиболее сильные повреждения при подводном взрыве получат подводные части корпусов кораблей. Котлы и судовые машины могут иметь повреждения - сильные до 700 м от эпицентра, средние до 800-850 м, лёгкие до 1000 м.Из-за высокого уровня заражения как местности, так и целей третий глубоководный взрыв «Чарли» назначенный на следующий год, был отменён. Тринадцать целей были доставлены на Гавайи и западное побережье США для обеззараживания и дальнейшего изучения.Проведённые тесты показали: в реальной боевой обстановке, когда флот идёт на большой скорости и рассредоточен по большой площади ущерб для кораблей может быть минимальным и сравним с обычным морским боем, но после применения атомного оружия на поверхности океана останутся лишь железные коробки - радиация сразу или постепенно убьёт всё живое, оказавшееся в зоне поражения.После завершения операции «Перекрёсток» атолл Бикини почти на десятилетие стал испытательным полигоном для ядерного оружия. В 1954 г. здесь была взорвана водородная бомба, причинившая ущерб самому острову. В настоящее время радиация на острове и в окружающих водах находится в пределах нормы, там можно гулять, плавать, но нельзя употреблять пищу выросшую на острове. Местные жители, отселённые в 1946 г., пытались несколько раз вернуться, у поселившихся на Бикини возникали болезни связанные с облучением и резко повышалась смертность. В настоящее время на Бикини нет постоянного населения, хотя попытки потомков местных жителей вернуться предпринимаются до сих пор. Используется как временная база для туристов и дайверов.