Пилот Второй мировой войны - Илмари Юутилайнен

Он признан самым результативным истребителем в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии.Илмари Юутилайнен был наиболее эффективным пилотом среди всех летавших на Брюстер F2A «Буффало». Илмари Эйно Юутилайнен (фин. Ilmari Eino Juutilainen) родился в городке Лиекса Выборгской губернии Российской Империи 21 февраля 1914 года в семье железнодорожника. Его отец работал на железной дороге и в катастрофе потерял обе ноги. Позже его семья переехала в город Сортавала. С детства Илмари любил спорт, состоял в морском клубе, ходил в походы по Ладожскому озеру.



Однажды кто-то из старших товарищей дал ему книгу «Der Rote Kampfflieger» лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтгофена. Прочитав ее, Илмари твердо решил стать летчиком. Летом 1932 года Юутилайнен пошел служить в финскую армию и в качестве помощника механика был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолетов. В 1933 году он поступил в авиашколу братьев Кархумяки, по окончании которой получил лицензию пилота частного самолета. В 1936 году Илмари был направлен на учебу в авиашколу финской авиации, находившуюся на аэродроме Каухава. Юутилайнен получил звание сержанта и 1 мая 1937 года прибыл на авиационную станцию LAs 5 (фин. сокр. от Lentoasema - авиастанция), располагавшуюся на аэродроме Суур-Ме-рийоки, около Выборга. Первоначально он летал на самолете-разведчике, затем в 1938 году был направлен на аэродром Утти, где прошел подготовку летчика-истре-бителя. 3 марта 1939 года Юутилайнен был переведен в эскадрилью LeLv 24, получив самолет Фоккер D.XXI. 

30    ноября 1939 года Красная армия начала широкомасштабное вторжение на финскую территорию. Началась скоротечная, но кровавая война между СССР и Финляндией, получившая название «зимняя война» (фин. Talvisota).Всего в ходе «зимней войны» Юутилайнен, летая на истребителе Фоккер D.XXI, совершил 115 боевых вылетов, но одержал только две победы: 19 декабря 1939 года он сбил, летевший без истребительного прикрытия, советский бомбардировщик ДБ-3, а 31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера - истребитель И-16, который пытался зайти в хвост «Фок-керу» его ведомого лейтенанта Кархунена.31    декабря 1939 года Илмари стал старшим сержантом, а 25 января 1940 года - старшиной. 1 марта 1941 года Юутилайнену было присвоено звание прапорщика.25 июня 1941 года Финляндия напала на СССР. Началась «война-продолжение», как ее называют финны.Новую войну Юутилайнен встретил, летая на истребителе американского производства Брюстер F2A «Буффало». В первом воздушном бою в новой войне, 9 июля 1941 года, летчик сбил две «Чайки» И-153.12 августа Юутилайнен первый раз в своей карьере одержал в одном боевом вылете три победы. 26 апреля 1942 года прапорщик Юутилайнен получил крест Маннергейма (№ 56) за 20 сбитых советских самолетов. 20 октября Юутилайнен преследовал над Финским заливом Пе-2, когда прямо перед ним из облаков неожиданно появился Не 111. После того как «Хенкель» начал стрельбу по его «Буффало», Юутилайнен открыл ответный огонь и сбил его. Немцы не заявляли о потере своего самолета над Финским заливом, и было решено, что это был трофейный Не 111, использовавшийся советской авиацией. второй крест маннергейма

В феврале 1943 года пилот пересел с американского «Буффало» на немецкий Мессерш-митт Bf 109 (Bf-109G-2). 2 июня 1943 года самолет Илмари во время атаки столкнулся с разлетающимися обломками подбитого им пикирующегобомбардировщика Пе-2. Истребитель получил сильные повреждения и, не дотянув до финского побережья,совершил вынужденную посадку на воду. Самолет затонул. Юутилайнена подобрал спасательный катер. Число побед Юутилайнена продолжало расти. 28 июня 1944 года Илмари Юутилайнен за 75 побед во второй раз был награжден крестом Маннергейма 2-го класса. Юутилайнен и Ханс Винд первыми удостоились чести стать дважды Героями Финляндии. За войну крест Маннергейма дважды получили всего шесть человек. 30 июня с 10:45 по 12:00 в бою в районе Тали-Ихантала прапорщик Юутилайнен сбил два Р-39, два Як-9, Ил-2 и Ла-5, став вторым финским пилотом после Йормы Сарванто, одержавшим в одном вылете сразу шесть побед.В ходе «войны-продолжения» Илмари Юутилайнен совершил 322 боевых вылета (181 - на истребителе Брюстер 239 и 141 - на самолете Мессершмитт Bf 109) и сбил 92 самолета. Последняя из заявленных побед Илмари - транспортный Ли-2, который был сбит 3 сентября 1944 года над Карельским перешейком. В ночь на 4 сентября финское военное командование заявило, что прекращает военные действия с 8 часов утра.19 сентября в Москве было подписано соглашение о перемирии между Советским Союзом и Великобританией с одной стороны и Финляндией - с другой.Юутилайнен вышел в отставку 16 мая 1947 года, так и не получив офицерского звания. Он купил списанный легкий биплан Де Хевилленд «Тайгер Мот», восстановил его и в течение десяти лет участвовал в различных авиашоу, катал всех желающих на сельских ярмарках, зарабатывая себе на жизнь. Свой последний полет он совершил в 1997 году на двухместном F-18 «Хорнет» финских ВВС. Умер Илмари Эйно Юутилайнен 21 февраля 1999 года, в день своего 85-летия.