IX Международная выставка вооружения Russia Arms Expo-2013

IX Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2013, прошедшая в Нижнем Тагиле на полигоне «Старатель» в период 25-28 сентября 2013 г., по мнению многих, стала самой интересной и насыщенной событиями за последнее десятилетие.
 


Новые платформы были представлены макетными образцами машин, создаваемых УКБТМ в рамках ОКР «Армата», курганским КБ в рамках ОКР «Курганец-25», Военно-промышленной компанией  ОКР «Бумеранг», КБП  боевой модуль «Эпоха», а также защищенных грузовиков «Тайфун» от КАМАЗа и УралАЗа и САО «Коалиция-СВ» в колесном и гусеничном вариантах (совместная работа ряда предприятий, входящих в НПК «Уралвагонзавод»). Наивысшую степень готовности имеют при этом бронеавтомобили и БМП «Курга-нец». Следом идет «Бумеранг». А вот создание «Арматы» отстает на год-полтора. В итоге Председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым было заявлено, что новую технику  БМП «Курганец»  мы сможем увидеть уже на будущем параде в честь дня Победы в мае 2014 г. В отношении «Арматы» мнения руководства страны и корпорации «Уралвагонзавод» разделились: заявлялось о том, что танк будет презентован не то на «юбилейном» параде 2015г., не то наследующей выставке RAE-2015 в сентябре того же года. Но и эта крайняя дата в свете имеющихся проблем с СУО и трансмиссией новой тяжелой платформы кажется маловероятной. Наличие указанных проблем находит подтверждение и в том, что в качестве базового для перспективного САО «Коалиция» вместо «Арматы» выбрано шасси собственной разработки ЦКБ «Трансмаш», основанное на платформе танка Т-90.

Открытую часть выставочной экспозиции можно емко охарактеризовать как «бенефис ателье индивидуального пошива». Российские производители демонстрировали возможности по модернизации и адаптации своей техники под любой каприз заказчика. Необходимо признать, что сейчас модернизация стала основным мировым трендом на рынке вооружений. При этом накопленный опыт, научно-технический задел российских производителей, а также исходные параметры отечественной техники позволяют выполнять работы по модернизации и совершенствованию образцов под конкретные требования заказчиков наиболее эффективно. Рассмотрим это на конкретных примерах. Танк T-90C имеет множество вариантов комплектаций, оптимально рассчитанных по критериям «стоимость-эффективность». На RAE-2013 были представлены сразу две версии  собственно вариант T-90C, совсем недавно поставленный Азербайджану и ныне предлагаемый Перу, и модернизированный T-90MC «Тагил», оснащенный унифицированным боевым отделением, разработанным в рамках ОКР «Прорыв-2», и комплексом динамической защиты «Реликт». Особенностью упомянутого выше T-90C стала комплектация его модернизированной системой «Штора-1 М» (ТШУ-1-7М), дающей ряд неоспоримых преимуществ и являющейся одним из хорошо освоенных и отработанных вариантов активной защиты танка.Наряду с серийным образцом машины огневой поддержки БМПТ «Терминатор» на выставке была презентована облегченная на 4 т и адаптированная под требования конкретного иностранного заказчика боевая машина БМПТ-72 «Терминатор-2». Для презентации «второй серии» «Терминатора» был выстроен отдельный павильон, представляющий собой, по сути, не то 3D, не то 5D кинотеатр, где изображение проецировалось не только на экран, но и на саму боевую машину, создавая самые невероятные иллюзии и спецэффекты.

Колесная БМП «АТОМ» (а точнее, пока лишь ее концепт) представляет собой симбиоз боевого модуля АУ-220М с 57-мм автоматической пушкой БМ-57, прицельным комплексом «Лига-С» и шасси известной французской колесной БМП VBCI. При этом 30-тонная машина имеет огромные габариты. Целевая ниша для нее угадывается с трудом. Похоже, что сами партнеры данного проекта еще не договорились между собой.Утверждается, с одной стороны, что 57-мм пушка дает большие преимущества и перспективы этой машине на международном рынке по сравнению, скажем, с боевыми машинами, оснащенными автоматическими пушками калибра 25—35 мм. С другой стороны, руководство «Уралвагонзавода», судя по заявлениям О.В. Сиенко, видит данную машину как замену БТР-80 в Российской армии. Последнее особенно странно, так как госпрограммой вооружения задана разработка куда более перспективной и совершенной колесной платформы «Бумеранг».

Предполагается, что помимо БМП с 57-мм пушкой в вынесенном боевом модуле, будет разработана БМП со 120-мм минометом.Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации конструкторские изыскания в области БТВТ имеют четкую направленность в сторону роботизации. Сейчас решаются проблемы дистанционного управления шасси, вооружением, машины в целом. В дальнейшем эти наработки будут реализованы в экипажно-безэкипажных  боевых комплексах. По мере накопления опыта в области искусственного интеллекта планируется сокращать экипаж до одного-двух человек и в дальнейшем полностью переходить к созданию и использованию автономных дронов. На этом пути есть еще много препятствий, связанных не только с технической стороной дела, безопасностью, но и с принципами морали. Однако уже сейчас можно утверждать, что новые перспективные российские платформы  «Армата», «Курганец» и «Бумеранг» — наверняка станут последними российскими боевыми экипажными машинами.

Легкая бронетанковая техника на RAE-2013 была представлена различными колесными машинами разработки и производства «Военно-промышленной компании», корпорации «Защита», «Уральским автозаводом», французскими образцами от Renault Trucks Defense (линейка тактических машин и легкой бронетанковой техники Sherpa Light для перевозки пехоты, десанта и полиции), АСМАТ Defense (модельный ряд тактических боевых машин Bastion VLRA, ALTV, разработанных на базе шасси грузовика высокой проходимости VLRA2), Panhard (бронеавтомобиль VBL). Что подвигло французские компании на представление своей продукции в России, сказать трудно. В конкуренции с отечественными тактическими автомобилями «Тигр», «Волк», «Тайфун», «Скорпион» и «Булат» им практически ничего «не светит». Неужели опыт с локализацией итальянского IVECO LMV 65E19WM (он, кстати, тоже был на выставке под флагом КАМАЗа) их ничему не научил? Для специфических дорожных (точнее, внедорожных) условий нужны и специфичные автомобили. Практика показывает, что российские конструкторы лучше знают местные условия и особенности эксплуатации, что позволяет им делать более приспособленные и живучие автомобили. Да, отечественным конструкциям свойственны проблемы с качеством сборки, эргономикой, дизайном интерьера, но необходимо помнить, что такие машины создаются не для светских вояжей, а для боя.Шасси «Волка» с модульной компоновкой позволяет создать семейство двух- и трехосных автомобилей разного назначения с высоким классом защиты. «Скорпион»  это новая альтернатива УАЗу. «Тигр» уже прочно зарекомендовал себя не только как транспортная машина, но и как платформа для монтажа различного оборудования и систем вооружений. Хорошим примером этому служила демонстрация стрельбы ПТРК «Корнет-ЭМ», установленного в кузове «Тигра».