Использование оружия в кино

Итальянские кинематографисты испытывают примерно те же проблемы, что и российские, и даже более серьёзные, когда речь идёт об использовании оружия в кино. Пример тому -статья Андреа Чончи в итальянском журнале Armi е Tiro, в которой затронута тема оружия в кино и в законодательстве Италии. Думаем, что эта тема будет интересна не только российским реквизиторам и историческим реконструкторам, но и всем, кто сталкивается с проблемой частичной дезактивации боевого оружия.Полиция Рима объявила «войну» киношному оружию. Используемое на съёмочных площадках оружие может быть восстановлено до боевого состояния, - примерно так звучит обвинение полиции. Однако в настоящее время не существует установленных правил, согласно которым огнестрельное оружие должно подвергаться изменениям, и существуют конкретные технические проблемы. Представители киноиндустрии, которых затрагивает данное обвинение, с ним, разумеется, не согласны.

Многие представители масс-медиа «не поверили своему счастью», когда им попалась такая новость, и сразу ударились в привычное запугивание и паникёрство. Заголовки наподобие «На съёмках используется настоящее оружие!» появились на обложках нескольких итальянских журналов, которым, очевидно, неведомо, что используемое в кино оружие полностью работоспособно, но, тем не менее, непригодно для использования по прямому назначению, так как подверглось определенным техническим изменениям. Правилами предусмотрена регистрация номеров такого оружия и выдача разрешений на него, но закон удивительным образом обходит молчанием определение «оружие для использования на съёмочной площадке».

История началась в Риме, в конце зимы, когда в ходе рабочей проверки полиции, было установлено, что часть оружия, используемого компанией, создающей спецэффекты, не было выхолощено для исключения возможности его использования в качестве боевого. После чего «арсенал» был изъят. Четверо соучредителей компании, в возрасте от 39 до 54 лет, были арестованы по обвинению в нелегальном хранении армейского огнестрельного оружия. Однако судьи впоследствии отклонили предъявленные в ходе предварительного расследования обвинения, и арестованные были отпущены на свободу непосредственно после заседания, поскольку меры пресечения не были назначены. Следствие

В хранилище, расположенном в районе Помеции и Монте-Порцио-Катоне, были обнаружены три пистолета-пулемёта «Узи», один «Томпсон», два пистолета «Беретта» М92 и два «Парабеллума», а также пять револьверов, девять винтовок и три карабина, некоторые из которых были снабжены оптическим прицелом. Оружие до этого использовалось для съёмок таких фильмов, как «Криминальный романс» и «Инспектор Колиандро», и было сделано непригодным для боевого использования путём просверливания отверстий в стволах и установки винтов.

Эдоардо Калабриа, руководивший изъятием оружия, заявил, что «винты можно демонтировать и использовать настоящие боеприпасы». Согласно заключению Государственного Совета от 1 апреля 1977, часть IV, оружие, используемое на съемочной площадке, должно быть сделано непригодным для боевого использования, и, даже если это нигде прямо не указано, предполагается, что это должно быть сделано таким образом, чтобы изменения были постоянными, и оружие нельзя было переделать обратно». Полиция направила запрос о проведении баллистической экспертизы оружия и проверки на предмет его использования для совершения преступлений. При этом планировалось восстановить историю изъятого оружия и события, в которых оно фигурировало, несмотря на то, что некоторым образцам на тот момент было уже больше 70 лет.Мастера спецэффектов не впервые оказались между молотом требований съёмочной площадки и наковальней сил правопорядка. В 1995 году уже происходило что-то подобное, хотя тогда все закончилось полным оправданием подследственных.

Ассоциация Aiat-Sfx (ассоциация специалистов но спецэффектам Италии) настаивает на том, что в настоящее время не существует положений закона, которые расписывали бы технические характеристики оружия, используемого на съемочной площадке. Заключение Государственного Совета, на которое ссылается административная полиция, датируется 1 апреля 1977 и 2 февраля 1978, и является очень расплывчатым, если не противоречивым, в тех определениях оружия для использования на съёмочной площадке, которые в нём содержатся. Единственное пояснение на этот счет было дано Законодательным документом №204 от 26 октября 2010 во исполнение директивы 2008/51/Се, которая, кроме всего прочего, вступает в законную силу первого июля 2011 года: «Статья 22 - Под огнестрельным оружием для использования на съёмочной площадке подразумевается оружие, у которого, посредством внесения в него элементарных технических изменений, частично блокируется ствол с единственной целью исключения возможности вылета из него пули, и использование которого происходит исключительно под наблюдением ответственного за них оружейного мастера». Таким образом, в изъятое оружие были внесены необходимые изменение, чтобы сделать вылет пули невозможным.

Статья 22, которая должна была внести ясность, оставляет без ответа слишком многие вопросы, так как не содержит указаний ни насчёт необратимости изменений, ни насчёт невозможности замены ствола, ни в отношении модификаций автоматического оружия с целью приведения его в негодность для боевого использования. Сколько бы ствол оружия ни подвергался всем вышеупомянутым изменениям, если он не будет приварен, то он может быть заменён полноценным стволом. Во-вторых, статья 22 должна бы была содержать ясное указание насчёт необратимости действий, которые должны производиться со стволом, а также в неё должны быть внесены исключения для использования на съёмочной площадке автоматического оружия, поскольку приведение его в негодность для боевого использования согласно закону сделает невозможной стрельбу очередями. Вот почему, принимая во внимание данные неясности, и чтобы не подвергать риску своих же коллег, Ассоциация приостановила использование оружия на съёмочной площадке до тех пор, пока МВД Италии не опубликует закон, разрешающий работникам данной отрасли осуществлять свою деятельность, не опасаясь «сомнительных вмешательств полиции, которая считает себя вправе интерпретировать соответствующие законы».
Что же касается съёмок фильмов, которые уже ведутся. Ассоциация уверяет, что они будут доведены до конца. Тем не менее, начиная с весны итальянский кинематограф «разоружён», и это может стать настоящим препятствием для киноиндустрии, так что данным вопросом заинтересовалась даже Национальная ассоциация в области кинопромышленности и смежных предприятий.


Мнение оружейников

Как делают так, чтобы оружие могло стрелять реалистично, даже если в него были внесены необратимые изменения с целью сделать его непригодным для боевого использования? Как можно заблокировать ствол без нарушения цикла стрельбы? Предприятия, специализирующиеся на спецэффектах, могли бы использовать игрушечное оружие из цинкового сплава или из какого-нибудь другого лёгкого металла, но в продаже очень мало моделей из тех, которые требуются кинематографу, не говоря уже о том, что они крайне нереалистично выглядят на экране. Фактически, в продаже есть только короткоствольное оружие, и почти нет автоматического. Поэтому используется настоящее, зачастую оригинальное оружие.

Согласно требованию руководителя полиции Эдоардо Калабриа, используемое для съёмок оружие должно быть снабжено помещённым в ствол стальным стержнем. Оружейный мастер из Рима, Фабио Петрикола, так прокомментировал этот момент: «Поперечный стержень фактически делает возможным выход пороховых газов, необходимых для того, чтобы выстрел выглядел правдоподобно, но существует риск, что тепло, давление и коррозия приведут к разрушению стержня, и его фрагменты могут попасть в актёров. Поэтому необходимо снабжать втулку в дульной части отверстием, которое делает возможным выход газов, но, в то же время, служит препятствием для осколков металла. Однако таким образом вносятся помехи в деликатную систему запирания пороховых газов при выстреле, благодаря чему оружие, особенно самозарядное, легко может заклинить.

Американский оружейный мастер и инженер Эрл Артур Розен согласен, что поперечный стержень недостаточно прочен: «Фактически тут идет речь об опасной системе. Можно было бы, прежде всего, начать с того, чтобы приварить оригинальный ствол к остальной части оружия, чтобы исключить его замену; после этого можно было бы приварить какой-то ограничитель в патроннике, чтобы сделать его непригодным для любых не холостых боеприпасов, а в дульной части необходимо приварить втулку с отверстием для выхода газов. Это очень сложная работа, но если её провести с учётом особенностей конструкции, она может восстановить возможность автоматической перезарядки. Закон предусматривает, что ответственность за соответствие оружия требованиям возлагается на оружейного мастера, со всеми ограничениями, предписанными соответствующей лицензией. Из этого, по моему мнению, вытекает, что модификация оружия с целью использования на съёмочной площадке должна быть необратимой». Таким образом, практическим решением могла бы быть втулка, приваренная в дульной части, и ограничитель в патроннике, но, как указал Франко Рагуза, президент Aiat, это сделает невозможным чистку и даже разборку оружия, что может привести к проблемам безопасности.