Битва за Британию

После поражения в июне 1940 года Франции Великобритания осталась единственным государством, противостоящим нацизму, -и потенциальной целью дальнейшей агрессии. Гитлер планировал высадку на Британские острова - операцию «Зеелеве» («Морской лев»). Но ей должна была предшествовать массированная воздушная кампания, призванная сломить мощь британских Королевских ВВС и подорвать волю к сопротивлению. Эта кампания, ставшая одной из поворотных точек Второй мировой войны, вошла в историю как Битва за Британию.


Для решения поставленной задачи    стала последней воздушной кампанией германское командование выделило Третьего рейха, для участия в которой огромные силы. Битва за Британию можно было сосредоточить подавляющее большинство авиационных соединений -во всех последующих кампаниях силы люфтваффе приходилось делить между несколькими фронтами. С территории Франции и стран Бенилюкса действовали 2-й и 3-й воздушные флоты, насчитывавшие в своем составе 35 групп двухмоторных бомбардировщиков (1200 самолетов Не 111, Do 17 и Ju 88), 9 групп пикировщиков (280 Ju 87), 26 групп одномоторных истребителей (760 Bf 109) и 9  двухмоторных истребителей (220 Bf 110). Из Норвегии их поддерживали части 5-го воздушного флота: 5 групп двухмоторных бомбардировщиков (130 самолетов) и 1 - двухмоторных истребителей (30 Bf 110). Люфтваффе противостояло Истребительное командование Королевских ВВС, располагавшее примерно 60 эскадрильями истребителей (675 самолетов в начале битвы и до 10ОО -к ее завершению). Среди авиатехники доминировали «харрикейны», уступавшие немецким Bf 109, и «спитфайры», являющиеся превосходным средством воздушного боя. Существенно облегчала действия истребителей линия РЛС, развернутая на восточном побережье Британии и обеспечивавшая обнаружение вражеских самолетов на отдаленных подходах к острову. Кроме того, дальности действия истребителей Bf 109 и даже двухмоторных Bf 110 не хватало для сопровождения немецких бомбардировщиков на полный радиус, что увеличивало потери среди последних.

На первом этапе, именующемся Битвой за Канал, главную роль сыграли скоростные бомбардировщики Do 17Z. В тот период переформирование люфтваффе еще не было завершено, многие части находились на стадии перевооружения и доукомплектования. Поэтому была поставлена задача осуществления «беспокоящих» налетов против судов в Ла-Манше и британских портов. Ударам подверглись, в частности, Дувр, Гарвич, Глазго, Фалмут. Доставалось и конвоям торговых судов, следовавшим вдоль побережья Британии.На утро 13 августа было намечено начало операции «Адлертаг» - мощнейшего налета бомбардировщиков 2-го и 3-го воздушного флотов, призванного нанести непоправимый ущерб Королевским ВВС. Утренний туман и мощный слой облаков над Ла-Маншем вынудил перенести начало операции на послеполуденные часы.Обе стороны действовали с предельным напряжением сил, причем потери люфтваффе постоянно росли: 15 августа над Англией было сбито (не считая бомбардировщиков) 5 Bf 109,16-го - 12,18 августа из вылетов не вернулись уже 15 «сто девятых». Более того, истребители во многих случаях не смогли обеспечить надежное прикрытие бомбардировщиков. Bf 109 элементарно не хватало дальности - самолет с полной заправкой едва мог добраться до Лондона, а подвесные топливные баки внедрялись крайне медленно. Как известно,«Адлертаг» цели не достиг - Истребительное командование Королевских ВВС сохранило свою боеспособность.

Реакцией Королевских ВВС на налеты люфтваффе стала организация нескольких бомбардировочных рейдов на города Германии, в т. ч. Берлин. В ответ Гитлер распорядился организовать удары возмездия по крупным городам Великобритании. Хотя, как считали в руководстве люфтваффе, еще чуть-чуть -и хребет Королевских ВВС будет сломан, им пришлось подчиниться приказу, бросив бомбардировочные группы на новые цели. Бомбардировщики, действовавшие днем, несли огромные потери: лишь 15 сентября 1940 года в ходе налетов на Лондон Германия лишилась 56 самолетов. Люфтваффе уже не могли действовать с таким же темпом, и в последующие дни масштаб налетов на Англию значительно сократился. Битва за Британию была Германией проиграна, став первым крупным поражением люфтваффе.В ходе ожесточенных воздушных боев Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе и добиться поставленных целей -уничтожив британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к заключению выгодного Германии мира. Характеристики самолетов люфтваффе, в первую очередь истребителей, оказались непригодными для решения множества стратегических задач и завоевания устойчивого господства в воздухе. Непродуманность действий не позволила нанести военному потенциалу Великобритании какой-либо трудновосполнимый ущерб.О немецкой высадке в Англии теперь не могло быть и речи.