Атмосферный взрыв «Эйбл»

1 июля 1946 г. в 05:55 по местному времени с авиабазы на атолле Кваджилейн взлетел бомбардировщик В-29 «Мечта Давида», в бомболюке которого находилась бомба «Джильда» мощностью 23 килотонны. Сброс произошёл в 09:00 на высоте 9000 м. Через некоторое время после отделения бомбы от самолёта, над ней раскрылся парашют, служивший для замедления падения, что давало возможность пилотам увести самолёт как можно дальше. Взрыв произошёл на высоте 158 м над поверхностью океана. Точкой прицеливания был выбран линкор «Невада», для лучшей видимости окрашенный в красный цвет, кроме этого на корабле была установлена мощная мигающая лампа. Несмотря на все принятые меры, «Джильда отклонилась от цели на расстояние 562 м и взорвалась в районе носовой части американского десантного транспорта «Джиллиам» (АРА-57).

Сильная световая вспышка осветила район на расстояние десятков километров от эпицентра, наблюдатели, находившиеся в 16 километрах от эпицентра, показали, что свет вспышки был в несколько раз ярче полуденного солнца. Возникший огненный шар диаметром 500 м поднимался со скоростью 90 м/с, температура на поверхности шара составила приблизительно 100 000 градусов по Фаренгейту. Радиоактивное облако диаметром 4000-5000 м поднялось на высоту 12 000 м, после чего начало рассеиваться. Непосредственно после взрыва скорость ударной волны составила 4,83 км/с, пройдя приблизительно 16 километров скорость ударной волны снизилась до 347 м/с.В результате взрыва затонули пять целей, ещё несколько получили различные повреждения. Такой результат несколько разочаровал многих наблюдателей, ожидавших гораздо большего разрушительного эффекта. Основная часть целей была сгруппирована вокруг «Невады», а там, где на самом деле взорвалась бомба, было довольно «пустынно». Сам взрыв также не произвёл большого впечатления. Наблюдатель от СССР просто пожал плечами, а бразильский произнёс - «так себе». Многие приглашённые журналисты, разочаровавшись, не пожелали остаться на продолжение испытаний, считая, что будет также скучно.

Спустя 8 минут после взрыва беспилотный бомбардировщик В-17 на высоте 7315 м пролетел сквозь гриб, снимая замеры и взяв пробы воздуха. Затем ещё три беспилотных В-17 и три беспилотника F6F «Хелкэт» пролетели над эпицентром на разной высоте. Для взятия проб воды применялись десантные катера LCVP, также управляемые по радио. В 14:30 после проведения замеров зона взрыва была объявлена безопасной и суда поддержки получили разрешение войти в лагуну, но люди смогли попасть на борт целей лишь спустя два дня. На многих фотографиях, сделанных после взрыва «Эйбл», можно наблюдать, казалось бы, странную картину -люди находятся на кораблях, подвергшихся мощному радиоактивному излучению, без всякой защиты! Военные в своей форме, гражданские в рубашках и шортах. Эта беспечность объясняется довольно просто. При атмосферном взрыве основная часть продуктов распада поднимается в стратосферу и рассеивается по значительной площади. В момент взрыва возникает очень мощная, но короткая вспышка гамма-излу-чения, убивающая всё живое, но сама местность заражению практически не подвергается. На борту целей было размещено 57 морских свинок, 109 лабораторных мышей, 146 свиней, 176 коз, 3030 белых крыс. Погибло 35% животных - 10% были убиты ударной волной или тепловым излучением, 15% погибли от радиации непосредственно в момент взрыва и 10% умерло от облучения в течении нескольких дней.

Транспорт «Джиллиам. Находился приблизительно в 60-70 метрах от эпицентра, затонул носом вперёд под углом в 70 градусов в течение 79 с. Транспорт находился далеко от предполагаемого эпицентра, и считалось, что он сильно не пострадает. Поэтому на его бору было установлено большое количество измерительной аппаратуры, большая часть которой во время взрыва вышла из строя и многие данные были утеряны. Ныряльщики, обследовавшие судно, обнаружили его стоящим вертикально на дне. Носовая часть очень сильно деформирована, но не оторвана (смята в «гармошку»), корпус сильно измят, обшивка во многих местах отошла, надстройка разрушена. Много обломков разбросано по дну. Подробно обследовать судно не удалось, так как на момент погружения уровень радиации был ещё слишком высок. Сделанные ныряльщиками снимки из-за воздействия радиации оказались очень плохого качества, и разобрать на них подробности очень сложно.Транспорт «Карлайл» (АРА-69). Однотипный с «Джиллиам», находился на расстоянии 393 м от эпицентра. После взрыва на судне возник сильный пожар, но оно продолжала держаться на плаву. Время затопления точно зафиксировать не удалось, судно затонуло спустя приблизительно полчаса после атомного взрыва. «Карлайл» лег на дно практически на ровном киле, с креном в 5 градусов на левый борт. По сравнению с «Джиллиам» имеет гораздо меньшие повреждения. На обшивке имеются вмятины, палуба в нескольких местах разрушена. Надстройку оторвало и сместило на левый борт, но её повреждения незначительны.Эсминец «Андерсон» (DD-411). Находился в 549 м от эпицентра. После взрыва на корме эсминца возник пожар, начали взрываться находившиеся там глубинные бомбы, сильные повреждения получили палубные надстройки. Корабль оставался на плаву, но в полученные пробоины начала поступать вода, «Андерсон» перевернулся и затонул кормой вперёд спустя приблизительно шесть часов после взрыва.

Эсминец«Лэмсон»(00-367).Расстояниеотэпицентра695м. Получил сильные повреждения корпуса и надстроек. Фотографии, сделанные спустя 40 минут после взрыва, показали, что корабль стоит ровно, с небольшим креном на правый борт. В 02:00 один из самолётов ещё раз сделал облёт лагуны, «Лэм-сон» продолжал оставаться на поверхности, но крен сильно увеличился. Следующая воздушная разведка была проведена в 05:00, корабля на своём месте уже не было.Японский крейсер «Сакава». Расстояние от эпицентра 384 м. Взрыв произошёл за кормой корабля, поэтому эта часть пострадала больше всего. Все кормовые надстройки полностью разрушены, корпус сильных разрушений не получил, но через мелкие пробоины и трещины вода начала медленно просачиваться внутрь. Была предпринята попытка отбуксировать крейсер на мель, но буксиру удалось оттащить его всего на 150 м, когда крейсер затонул.Другие корабли и суда, находящиеся в радиусе километра от эпицентра, получили повреждения различной степени тяжести, но остались на плаву.Линкор «Невада» (ВВ-36). Находился в точке прицеливания, и если бы «Джильда» взорвалась над ним, то наверняка  бы затонул. Но, несмотря на промах, линкор получил сильные повреждения. Пройдя через дымовую трубу, ударная волна полностью разрушила котлы, на корпусе образовались сильные вмятины, палуба в кормовой части была пробита, в других местах имела вмятины, палубные надстройки получили сильные повреждения, верхняя часть грот-мачты разрушена, дымовая труба повреждена и наклонилась в сторону. Коза, привязанная на верхней палубе, смогла пережить ударную и тепловые волны, но умерла через два дня от облучения. Другая коза, находившаяся в одной из башен главного калибра, умерла спустя четыре дня.

Подводная лодка «Скэйт» (SS-305). Находилась на расстоянии 366 м от эпицентра, в надводном положении, получила сильные повреждения рубки и лёгкого корпуса. Прочный корпус и внутреннее оборудование лодки практически не пострадали.Авианосец «Индепенденс» (CVL-22) спущен на воду 22 августа 1942 г. Расстояние от эпицентра 512 м. Находился к взрыву левым бортом, который и принял на себя основную часть ударной волны. Обшивка левого борта вместе с набором корпуса сильно вдавлена внутрь, полётная палуба полностью разрушена, некоторые части палубы приподняты на 4-5 м, все находившиеся на ней самолёты уничтожены. Ангарная палуба получила сильные повреждения, находившиеся там самолёты и оборудование разрушены. В подводной части корабля заметных повреждений не наблюдалось.Линкор «Арканзас» (ВВ-33). Находился на расстоянии 567 м от эпицентра. Получил сильные вмятины кормовых надстроек, дымовая труба снесена, ударная волна, проникнув через дымоходы и открытые люки, повредила котлы и вызвала значительные разрушения во внутренних помещениях. Верхняя часть фок-мачты повреждена и наклонена в сторону.Другие цели, входившие в 1000-й радиус от эпицентра взрыва, получили вмятины корпуса, палуб настроек, мачт и дымовых труб. Проникнув внутрь через незадраенные люки и дымоходы, ударная волна нанесла различные повреждения.

Цели, находившиеся на расстоянии 1000-2000 м от эпицентра, получили лишь вмятины корпуса и надстроек, разрушения были минимальны. Немецкий тяжёлый крейсер «Принц Ойген», находился в 1700 м от эпицентра, получил небольшие вмятины надстроек, были разрушены мачты и мебель во внутренних помещениях. Авианосец «Саратога» (CV-3), находившийся на расстоянии 2070 м от эпицентра, видимых повреждений не получил, лишь от воздействия тепловой волны загорелось авиационное топливо и возник небольшой пожар.Проведённый тест показал, что при атмосферном атомном взрыве корабли, находящиеся на расстоянии до 700-800 м от эпицентра, могут получить тяжёлые повреждения и затонуть, на расстоянии до 900-1800 м получат средние и лёгкие повреждения, связанные в основном с разрушением или повреждением надстроек, верхних палуб и палубного оборудования. В реальных боевых условиях с применением атомной бомбы тяжелобронированные корабли, даже находясь на расстоянии в 500 м от эпицентра, вполне могут сохранить боеспособность. Укрытые бронёй люди и оборудование мало пострадают от ударной и тепловой волн, но проникшая через открытые люки и дымоходы ударная волна способна вывести из строя механизмы, находящиеся внутри корабля, а радиационное излучение убьёт команду в течении нескольких дней.