Тяжелый бомбардировщик Второй мировой Боинг В-17


Боинг В-17 - культовый тяжелый бомбардировщик Второй мировой войны. Выстраиваясь гигантскими, застилавшими небо боевыми порядками, эти самолеты каждый день в течение трех лет бомбили территорию Германии, уничтожая нацистскую военную технику.Прототипом В-17 был Боинг-299, созданный в 1935 году в рамках объявленного Воздушным корпусом армии США (ВКА) тендера на новый дальний бомбардировщик. Эта модель с четырьмя двигателями Пратт энд Уитни R-1830 значительно превосходила размерами своих двухмоторных конкурентов - Дуглас DB-1 и Мартин 146. Представленный 16 июля 1935 года Боинг-299 поражал воображение. Ощетинившуюся пулеметами машину журналисты окрестили «Летающая крепость». Название прижилось и стало официальным, компания «Боинг» зарегистрировала его как товарный знак. Руководство ВКА заказало 13 прототипов, названных YB-17, для эксплуатационных испытаний. Они, как и все последующие В-17, были оснащены более мощным двигателем Райт-Циклон R-1820.

За YB-17 в порядке производственного зака за последовали модификации В-17В, В-17С и В-17D - машины однотипные, но с разными моделями двигателя и вариантами вооружения. В серийное производство (512 единиц) первой попала модель В-17Е, так называемая «толстохвостая», с местом для стрелка в хвосте и надфюзеляжным стабилизатором, значительно улучшившим летно-технические характеристики и прочность конструкции.В бою В-17 первыми применили Королевские ВВС Великобритании. Эскадрилья из 20 единиц В-17С, которые англичане назвали «Крепость-1», с июля 1941 года участвовала в бомбардировках Германии и оккупированной Франции. Большая высота, на которой летали самолеты, уменьшала опасность перехвата истребителями, но негативно отражалась на состоянии экипажа и точности бомбометания. В итоге в феврале 1942 года бомбардировочное командование КВВС от В-17 отказалось, но командование береговой авиации КВВС позднее нашло весьма успешное применение «Крепостям» в качестве патрульных и противолодочных самолетов. Боевое крещение В-17 Военно-воздушных сил армии США состоялось на Тихом океане. Несколько B-17D и В-17Е подлетали к Перл-Харбору в самый разгар японской атаки и были яростно обстреляны своими зенитчиками, получили повреждения, но сели на вспомогательный аэродром, а те, что находились на Филиппинах, тотчас поднялись в воздух.

В мае 1942 года первый полет совершил В-17F с увеличенным боевым весом и новым, плексигласовым, носом. Этот самолет производили сразу на трех заводах: «Боинг», «Дуглас эйркрафт» и «Вега эйр-крафт корпорейшн». Всего было выпущено более 3400 B-17F.Сразу после японской атаки на Перл-Харбор Гитлер объявил Соединенным Штатам войну, и ВВС армии США приступили к наращиванию группировки своих бомбардировщиков и истребителей в Великобритании. 8-я воздушная армия разрослась до огромных размеров, но поначалу выполняла лишь небольшие боевые задания. Выработанная в ходе противостояния истребителям люфтваффе тактика предусматривала действия эскадрильи В-17 в едином строю из 12 машин, взаимно прикрывавших друг друга.