Тяжелый бомбардировщик Пе-8


Во время Великой Отечественной войны СССР производил один тип тяжелого бомбардировщика Пе-8, самолет с высокими рабочими характеристиками и мощным оружием, но имевший тем не менее существенные недостатки.В 1931 году в НИИ ВВС начали работу по созданию нового тяжелого бомбардировщика, призванного заменить самолет ТБ-3.Для нового самолета выбрали экспериментальный двигатель АМ-34, хотя он и не был приспособлен для установки на высотном бомбардировщике. Проектные работы над машиной, которая стала известна как ТБ-7, начались под руководством А. Н. Туполева в 1934 году. Затем разработки были переданы конструктору В. М. Петлякову для создания опытной модели.


Двигатель АМ-34, не обладавший летными характеристиками на больших высотах, заменили двигателем М-100, который приводился в действие компрессором, нагнетавшим воздух в первичную силовую установку. Самолет получил обозначение АНТ-42, или просто «42». Это была четырехмоторная машина, способная перевозить бомбардировочные средства весом до 4000 кг и оснащенная тяжелым оружием в виде пулеметов калибра 7,62-12,7 мм.Первый полет АНТ-42 состоялся 27 декабря 1936 года. Самолет по своим летным характеристикам не оправдал ожиданий, это отчасти было связано с не-задействованной системой наддува, и все же он выигрывал в сравнении с известным В-17: вмещал больше бомбардировочных средств, имел более тяжелое оборонительное оружие. К 1938 году была готова вторая опытная модель, получившая название АНТ-42 «Дублер», она стала образцом для серийных самолетов. Однако производство по разным причинам долгое время не могло выйти на запланированный уровень, а в начале 1940 года его полностью остановили. Лишь зимой 1941 года начался выпуск АНТ-42. На самолетах устанавливались дизельные двигатели М-30 или М-40.

Ни один самолет не имел сложной системы наддува. Благодаря самоотверженной работе инженеров в августе 1941 года подразделения начали проводить рейды.Для самолета АМ-35А нашли подходящий двигатель - АНТ-42, но оказалось, что у него неустойчивое питание, и окончательный выбор пал на АМ-82, хотя и у него были свои слабые стороны. Самолет переименовали в Пе-8.Производство продолжилось вплоть до 1944 года, всего было построено, по разным данным, 93 или 96 самолетов. Однако отказы в нормальных условиях эксплуатации перевесили положительные качества Пе-8.Неудовлетворительная эксплуатация вкупе с усиливавшейся немецкой обороной привели к тому, что самолет прекратил участие в боевых действиях. После войны несколько последних Пе-8 служили в качестве транспортных судов для перевозки спецгрузов.