Телеуправляемые танки


При прорыве укреплений линии Маннергейма советским сапёрам приходилось подрывать многочисленные вражеские укрепления. Для подрыва некоторых ДОТов (так называемых «миллионников») приходилось применять заряды ВВ массой в несколько тонн.Так, подрыв ДОТа № 45, расположенного в районе Сумма, в Хотиненском узле сопротивления, осуществлялся четырьмя взрывами: первый заряд массой 1700 кг, второй  2750 кг, третий  2500 кг, а четвёртым зарядом послужили финские противотанковые мины, сложенные внутри сооружения и подорванные. Даже после четырёх взрывов ДОТ позволил советским специалистам после окончания войны подробно изучить его и произвести исследования относительно весов зарядов, необходимых для разрушения подобных фортификационных сооружений.Вражеские ДОТы и ДЗОТы приходилось подрывать как во время наступления, так и при отступлении, поскольку бывали случаи, что укрепления удавалось захватить, но не удавалось удержать, и затем они вновь использовались противником.



Доставка зарядов ВВ осуществлялась сапёрами с применением простейших волокуш, которые тянули сами сапёры, для этого также использовались и специальные танковые волокуши. Это всё требовало немало времени, да к тому же сапёры несли большие потери, ведь во время доставки взрывчатки для подрыва были не защищены от вражеского огня. И тут Советское командование вспомнило об экзотической для того времени технике  телеуправляемых танках.В СССР разработка такой техники была поставлена на широкую ногу и практически все модели обычных линейных танков имели версию с телеуправлением. Про них немало написано в специализированной литературе по истории бронетанковой техники. В плане транспортёров зарядов ВВ стоит упомянуть о телемеханической группе танков «Подрывник».

Использовать телеуправляемую технику для уничтожения вражеских укреплений поначалу вообще и не предполагалось. Данная задача остро встала с началом советско-финляндской войны, когда выявились ошибки в системе вооружений войск и недочёты командования, в результате которых Красная армия понесла громадные потери в войне, которая до её начала виделась московским стратегам быстротечной и победоносной.Телемеханическая группа танков «Подрывник» хорошо описана в первом томе книги А.Г. Солянкина, М.В. Павлова, И.В. Павлова, И.Г. Желтова «Отечественные бронированные машины». Она была разработана А.Ф. Крав-цевым летом 1939 г. на основе спроектированного им телеуправляемого танка-торпеды. Опытная телемеханическая группа машин была изготовлена по заданию АБТУ в январе  феврале 1940 г. на заводе № 185 в Ленинграде. Участия в боевых действиях во время войны с Финляндией она не принимала, на вооружении и в серийном производстве не состояла.Эта техника предназначалась для разрушения инженерных заграждений противника и подавления огневых точек. Кроме того, такие машины можно было использовать для траления мин и «торпедирования» (тарана) танков противника, имевших противоснарядное бронирование и не поражаемых огнём традиционных противотанковых средств.

Базовой машиной при создании телемеханической группы стала телемеханическая группа химических танков ТТ-26 и ТУ-26, с которых демонтировали химоборудо-вание и башни с вооружением. Броневая защита машин была усилена дополнительными 50-мм стальными листами. Это позволило обеспечить защиту танка от снарядов 45-мм танковой пушки. Телемеханическая группа состояла из танка управления (ТУ) и телетанка-подрывника (ТТ). Боевая масса машин составляла 14 и 13 т соответственно.Танк управления был оборудован радиопередающим устройством, приспособлением для перевозки бронированных ящиков с ВВ и механизмом для их сброса.В телетанке-подрывнике находился радиоприёмник, приборы автоматического управления, приспособление для перевозки ящика с ВВ, механизм сброса ящика и подрыва ВВ при получении радиокоманд с пульта танка управления.На машинах была установлена аппаратура ТОЗ-VIII конструкции НИИ-20, которая обеспечивала надёжное управление телетанком на расстоянии до 1 км. В конструкции машин была предусмотрена возможность сброса заряда ВВ у подрываемого объекта и возвращение телетанка на исходную позицию. В этом случае оставленный у объекта противника заряд ВВ подрывался при срабатывании часового механизма или по радиокоманде, поданной с танка управления. Максимальная скорость передвижения  18,5 км/ч, запас хода  90 км.

На танке-подрывнике мог устанавливаться заряд ВВ массой от 2 до 5 т. При использовании телетанка в качестве торпеды против танков противника для увеличения скорости движения до 20 км/ч масса заряда ВВ могла быть уменьшена до 500 кг. Однако при передвижении по пересечённой местности, в результате увеличения массы, телемеханическая группа хуже, чем линейные танки Т-26, преодолевала препятствия из-за пробуксовки бортовых фрикционов трансмиссии.По результатам испытаний, проведённых летом 1940 г. по подрыву противотанковых препятствий, расположенных на линии Маннергейма (она уже давно была прорвана и находилась на советской территории) и на полигоне НИБТ, было принято решение разработать способ доставки зарядов ВВ к объекту подрыва с размещением их на серийных танках. Заряды ВВ массой от 100 до 500 кг предполагалось размещать в специальных металлических контейнерах. Предусматривалось изготовить в 1940 г. опытную партию машин, состоявшую из шести групп (всего 12 машин) для проведения войсковых испытаний, но до начала Великой Отечественной войны это сделано не было.В ходе Зимней войны обе стороны понесли огромные потери, но при этом война позволила СССР вскрыть существующие серьёзные недостатки в подготовке, снабжении и вооружении войск. Правильные выводы были сделаны и относительно минного оружия. Всё это уже очень скоро пригодилось Красной армии во время Великой Отечественной войны, но это уже тема для другой статьи.