Стратегий бомбардировщик «Ланкастер»


Немногие боевые самолеты прославились настолько, что стали известны во всем мире. Один из них - «Ланкастер» - основа британской стратегической бомбардировочной авиации Второй мировой войны. 1936 году британское Министерство ВВС дало техническое задание на двухмоторный средний бомбардировщик. Выпуск новой машины был поручен компании «Авро», которая в это время производила бомбардировщик «Манчестер» с двигателями «Валчер», а потому предложила выпускать четырехмоторный «Манчестер». В результате появился «Манчестер III» с менее мощными, но проверенными двигателями Роллс-Ройс «Мерлин» и удлиненной консолью крыла. Впервые он поднялся в воздух 9 января 1941 года и достаточно быстро поступил в серийное производство. Самолет, вскоре переименованный в «Ланкастер», произвел очень хорошее впечатление, и заказ на «Манчестер» сократили в его пользу. Поставки «Ланкастеров» в действующую армию начались в декабре 1941 года, и 3 марта 1942 года новый бомбардировщик совершил свой первый боевой вылет в составе 44-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании (КВВС).

Ключевое преимущество «Ланкастера» состояло в бомбовом отсеке - уже существовавшие «Стирлинг» и «Галифакс» несли бомбы в фюзеляжных и крыльевых отсеках. Для стандартных 500-фунтовых (227 кг) бомб КВВС их вполне хватало, но новейшие более тяжелые бомбы мог вместить лишь огромный бомбовый отсек «Ланкастера».К началу 1945 года «Ланкастеры» несли 22 000-фунтовые (9979 кг) сейсмические бомбы для сброса на цели в Европе.В анналы военной авиации «Ланкастер» вошел благодаря двум детально спланированным налетам. 17 августа 1942 года днем с малой высоты был разбомблен завод дизельных двигателей компании MAN в Аугсбурге. 16-17 мая 1943 года 617-я эскадрилья взорвала плотины на Мене, Эдере и Зорпе, затопив индустриальный центр Рурской долины.Англичане внедряли новые бомбы, включая 4000-фунтовые (1814 кг) «блокбастеры» для нанесения максимального ущерба зданиям, но что еще важнее - новую тактику командования и электронное оборудование.

С применением радаров и другой электроники росла точность бомбометания, а авиация наведения получила в свое распоряжение точнейшие навигационные системы и передовые методы целеуказания. «Ланкастеры» составляли костяк как главных сил, так и авиации наведения. Большинство боевых вылетов «Ланкастеры» совершили с британских аэродромов, за исключением обратных полетов домой при «челночных» бомбардировках удаленных целей в Европе и Северной Африке. С приближением конца войны в Европе на первый план выходил вопрос разгрома Японии.КВВС начали планировать создание так называемых «Тайгер форс» - бомбардировочных сил дальнего действия, предназначенных для ударов по Японии с баз на Дальнем Востоке. Были приложены серьезные усилия, чтобы приспособить «Ланкастер» к тропикам и увеличить дальность его полета, плюс к этому была удлинена вся конструкция. В результате создали «Линкольн». «Тайгер форс» не понадобились, но «Линкольн» после войны честно служил бомбардировочному командованию.«Ланкастер» тоже оставался в строю, уже как морской разведчик, и уступил лишь «Шаклтону», разработанному на базе «Линкольна». В 1960-е годы французы использовали «Ланкастеры» как патрульный самолет береговой авиации, а «Шаклтон» в своей ранней воздушно-десантной модификации прослужил в КВВС до замены в 1991 году на Боинг E-3D «Сентри».