Самолет Е-3 «Сентри»


Сфера возможностей самолета Е-3 «Сентри» за последние годы расширилась. Операция «Объединенный защитник», проведенная в Ливии в 2011 году, продемонстрировала новые модификации самолета. Базовая задача Е-3 - обнаружение неопознанных воздушных объектов, их идентификация и, в случае необходимости, направление против них истребителей. Самолеты типа бомбардировщик «Сентри» обнаруживает с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели -375 км, цели над горизонтом - 600 км. Однако, учитывая возможности набора датчиков и значительные вычислительные мощности, «Сентри», особенно его последние улучшенные модификации, способен на большее и становится центральной фигурой в воздушных сражениях.

Самолет славится всеобъемлющими системами передачи данных, обычно включающими единую боевую распределенную систему (JTIDS) или Link 16, которая позволяет осуществлять двусторонний обмен данными между Е-3 и другим самолетом с соответствующим оборудованием. Это может быть истребитель, самолет-заправщик, транспортный самолет или даже вертолет, но обычно в этой роли выступают скоростные реактивные истребители.Без участия экипажей «Сентри» и скоростного истребителя этот истребитель может передавать информацию не только о своем местоположении, но и о количестве топлива и боеприпасов. Наиболее совершенные истребители, например Еврофайтер «Тайфун», могут также передавать информацию, получаемую их собственными датчиками, тем самым добавляя данные к общей картине поля боя и позволяя «Сентри» заглянуть в «темные области», на которые его собственный радар может потратить больше времени, или области, которые находятся на границах зоны, покрываемой его радаром. Члены экипажа также могут передавать на «Сентри» сообщения через защищенную голосовую связь или через канал передачи данных, в сущности, посылая текстовые сообщения. С момента принятия на вооружение Е-3 «Сентри» стал основным средством управления действиями боевой авиации в странах НАТО.

Для проведения операции «Объединенный защитник» требовалось присутствие самолетов Е-3 США, Великобритании, Франции и НАТО в Средиземноморском регионе за пределами Ливии. Каждый вылет британских Е-3 предполагал использование многих возможностей самолета. Ответственные оперативные решения и решения о наведении на цель принимались в объединенном центре воздушных операций в Поджио-Ренатико (Италия), при этом Е-3 часто использовался как центр передачи информации между объединенным центром и самолетами в воздухе, включая самолеты-штурмовики над Ливией. В случае если цели были заданы заранее, штурмовики выполняли план полета, а «Сентри» обеспечивал бесконфликтные воздушные перемещения (в особенности следя за тем, чтобы многочисленные самолеты над Ливией и рядом с ее границами не врезались друг в друга) и обнаружение потенциальных угроз. Он также контролировал, чтобы самолеты, производящие дозаправку в воздухе, оказывались вблизи истребителей, которым требовалось топливо. «Сентри» были готовы в случае необходимости координировать действия по спасению, если штурмовик был подбит или падал из-за технической неполадки.

Британские штурмовики Панавиа «Торнадо» и «Тайфун» работали в тесном сотрудничестве с «Сентри» и уникальным самолетом ВВС Великобритании Рэйтеон «Сентинел». «Сентинел» использует радар и другие технологии не только для обнаружения и отслеживания цели на земле, но и для сбора и анализа данных о характере ее движения. Поэтому его экипаж может быстро принимать обоснованные решения о том, является ли объект допустимой целью военной операции.Прежде чем штурмовику разрешали открыть огонь, между «Сентинелом» и «Сентри» возникали «диалоги». Если случай требовал принятия решения на высшем уровне, то «Сентри» выступал в качестве центра передачи информации между штурмовиком, «Сентинелом» и объединенным центром воздушных операций. Было немало случаев, когда скоростные реактивные самолеты, используя свои датчики, находили быстроходные цели, например гражданский автомобиль с установленным на нем пулеметом или другим оружием. Если правила открытия огня требовали от экипажа скоростного самолета получения разрешения на нападение, он передавал информацию о цели на «Сентинел» для подтверждения. В этом случае также мог произойти диалог с объединенным центром, но благодаря мощному оборудованию для передачи данных на Е-3 временной промежуток между обнаружением цели и ее поражением составлял не более двух или трех минут.