Российская Гаубица «Коалиция-СВ»


Стремление повысить темп стрельбы и превзойти характеристики зарубежных аналогов привело российских разработчиков к попытке создания уникальной артиллерийской двуствольной самоходной системы. Перспективная российская самоходная артиллерийская установка разрабатывалась в рамках темы «Коалиция-СВ», головным исполнителем которой являлся ФГУП ЦНИИ «Буревестник» (г. Нижний Новгород). У этого предприятия уже имелся опыт по созданию морских автоматических систем. В рамках темы был проведён ряд научно-исследовательских работ по определению оптимального уровня унификации двух разных видов перспективного артиллерийского вооружения  для Сухопутных войск (СВ) и Военно-морского флота (ВМФ).

В плане унификации ставилась задача рационального использования в артиллерийских орудиях технических решений, элементов, узлов и систем, общих как для ствольных систем вооружения ВМФ (кораблей и береговой обороны), так и для самоходных артиллерийских орудий Сухопутных войск. В результате было предложено создать 152-мм сдвоенную артиллерийскую установку как для ВМФ, так и для СВ, отвечающую требованиям времени. Предположительно также будет создана и экспортная модификация со стволами калибра 155 мм.

3 декабря 2006 г. макетный образец САУ, изготовленный с применением ряда компонентов серийной САУ 2С19 Мста-С, был показан по телевидению в программе «Служу России». В разрабатываемой САУ экипаж в составе трёх человек будет находиться в отдельном, хорошо защищённом модуле, что повысит его выживаемость. Весь процесс перезарядки и наведения предполагается автоматизировать, что не потребует участия человека. Для стрельбы в гаубице будут использоваться модульные пороховые заряды, на которые сейчас переходят все развитые в военном отношении страны. Скорострельность САУ должна превышать скорострельность существующих САУ в два раза и составлять свыше 16 выстрелов в минуту.

Предположительно масса установки должна составлять порядка 55 т. Боекомплект  70 снарядов и 300 модульных зарядов. Учитывая, что стрельба из двух стволов приведёт к быстрому расходу боекомплекта, одновременно с САУ разрабатывается и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) на базе колесного шасси.С момента показа первого макетного образца её внешний вид претерпел существенные изменения. Была увеличена башня, в которой надо было умудриться разместить два ствола, автомат заряжания для двух стволов и соответствующий боекомплект. В результате чего башня оказалась слишком тяжёлой и громоздкой для её носителя. В дальнейшем в качестве носителя вместо платформы от «Меты» предполагалось перейти на более мощную семикатковую платформу от танка Т-95 (Обьект 195) находившегося в разработке.

На протяжении нескольких лет работа над САУ «Коалиция-СВ» шла с переменным успехом. Программу то закрывали, то снова выделяли деньги на разработку.В результате оказалось, что многие технические и финансовые трудности, которые пришлось преодолевать разработчикам, привели не только к изменению облика установки, но и самой концепции САУ.
На протяжении нескольких лет в СМИ практически не появлялось новой информации о ходе работ по теме «Коалиция-СВ». Но недавно на выставке, приуроченной к Военноисторической конференции, посвящённой 630-летию Отечественной артиллерии, были представлены модели вариантов, разрабатываемых ЦНИИ «Буревестник», перспективных 152-мм самоходных артиллерийских орудий по теме «Коалиция-СВ-О»  на гусеничном и колёсном шасси.

Отличительной особенностью этих вариантов являлось то, что на них размещалась уже не двуствольная, а одноствольная артиллерийская система. В качестве гусеничного шасси будет использована унифицированная тяжёлая платформа четвёртого поколения «Армата» разработки ОАО НПК «Уралвагонзавод», а в качестве колёсной базы предполагается использовать перспективное колесное (8x8) шасси разработки ОАО «КамАЗ». Новая «Коалиция» будет выполнена в виде универсального съёмного модуля, который можно поставить на любую платформу. Всего для Коалиции рассматривается около десяти различных платформ, в том числе несколько колёсных. Предполагается, что гусеничные и колёсные варианты установок «Коалиция-СВ» в 2013 г. будут представлены на производственные испытания, а в 2014 г. на государственные испытания на соответствие требованиям заказчика.