Поисково-спасательные операции «Кингфишеров»


Наряду с линкорами и крейсерами, «Кингфишеры» модификации OS2N-1 применялись и с эсминцев. В целом этот опыт был признан неудачным  эсминцы не могли принимать самолеты посредством буксируемого «фартука», а поэтому вынуждены был для такой операции стопорить ход. Но все же, «Стивенс» и «Халфорд» применяли свои самолеты в бою у о. Маркус, а затем в рейде на о. Уэйк. Последний же случай применения «Кингфишера» с ЭМ «Стивенс» был зафиксирован в декабре 1943 г. у Таравы.


Пожалуй, наиболее благодарной службой для экипажей «Кингфишеров» были поисково-спасательные операции. Широкую известность получила операция 11 ноября 1942 г. по спасению экипажем членов экипажа «летающей крепости» В-17, среди которых был капитан Эдди Рикенбейкер  лучший американский ас времен Первой мировой войны. В ней участвовал самолет OS2U-2 с личным именем «Вид»  эта машина на борту ЛК «Пенсильвания» пережила налёт на Пёрл-Харбор, получила повреждения, но была отремонтирована. Самолет Рикенбейкера совершил вынужденную посадку на воду в южной части Тихого океана, у о. Эллис. Три недели  авиаторы с В-17 дрейфовали в надувных лодках, пока в виду одной из них не показался самолет. Экипаж в составе младшего лейтенанта Ф.Э. Вудварда и радиста 1-го класса Л.Х. Бутта заметил желтый дым фальшфейера и навел на него катер.

В лодке были пять авиаторов, но сам Рикенбейкер и ещё два члена экипажа отсутствовали  их лодку отнесло в сторону. «Баг» вернулся на базу, дозаправился и вновь отправился на поиски. Теперь за его штурвалом сидел лейтенант В.Ф. Иди. Обнаружив лодку Рикенбейкера, он приводнился возле неё. Все трое авиаторов, находившихся в ней, были живы. Наиболее слабого из них удалось затащить в кабину и усадить на колени радиста. Рикенбейкер и ещё один спасенный легли на крылья. В таком положении самолет взлететь, естественно, не мог  пришлось преодолеть 75 км до острова Эллис по воде. К тому моменту «Баг» уже имел 1100 часов, налетанных в спасательных операциях, но эксплуатировался и дальше. Вне всякого сомнения, он стал самым знаменитым из «Кингфишеров». Но и его менее популярные «собратья» спасли немало жизней.

Часто спасательные операции были весьма опасными. Весной 1944 г. над лагуной атолла Трук был сбит «Хэллкэт» лейтенанта Джорджа Блэра из эскадрильи VF-9. Пилот на парашюте благополучно опустился на водную поверхность, его спасательная лодка наполнилась воздухом, и Блэр забрался в неё. Но стоящий на якоре в лагуне японский ЭМ «Фумидзу-ки» начал обстреливать пилота из главного калибра, выпустив 16 127-мм снарядов. Казалось бы, судьба Блэра предрешена. Вдруг над лагуной появился «Кингфишер», сопровождаемый парой истребителей. «Хэллкэты» занялись обстрелом мостика «Фумидзуки», стремясь отвлечь внимание экипажа эсминца, а OS2U-3, пилотируемый лейтенантом Денвером Ф. Бакстером, приводнился на поверхность лагуны. Блэр быстро забрался в кабину «Зимородка», усевшись на колени радисту Рубену Ф. Хикману, и гидроплан благополучно взлетел. Когда самолет вернулся к своему кораблю  крейсеру «Балтимор», в баках «Кингфишера оставалось меньше литра топлива! Блэр стал первым американским летчиком, спасенным морской авиацией с территории, занятой неприятелем.