Палубный штурмовик Як-38


В палубном штурмовике Як-38 авиаконструктор А. С. Яковлев удачно воплотил идею разделения подъемномаршевого и двух подъемных двигателей однако самолет изначально обладал слабыми летными характеристиками.В 1950-е годы военных стратегов по обе стороны железного занавеса все больше беспокоили затраты на строительство обширных сложных аэродромных сооружений для постоянно растущей тактической авиации. Главное, эти аэродромы становились заметными и легкими мишенями. По этой причине ВВС искали способы рассредоточения реактивных боевых самолетов.


Чтобы не зависеть от аэродромов, следовало построить самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), имеющий удельную тяговооруженность выше 1:1, что требовало создания очень мощных двигателей. Удивительно, но в рамках исследований практических возможностей полетов с вертикальной реактивной тягой их удалось создать в Великобритании и СССР: британская разработка Хоукер-Сиддли Р.1127 стала прототипом истребителя «Харриер», первые советские эксперименты привели к созданию Як-Зб. Фактически опытный самолет Як-36 был оснащен парой турбореактивных двигателей Туманского Р27-300, разработанных на базе Р21-300 истребителя МиГ-23. Установленные бок о бок во фюзеляже луковицеобразного сечения, двигатели всасывали воздух через воздухозаборник типа Пито, а выхлоп производился через сопла по бокам центральной части фюзеляжа, под крыльями. Вертикальный взлет и посадка самолета осуществлялись путем отклонения сопел более чем на 90°, что эффективно направляло вектор тяги двигателей вниз.

Испытания начались в 1963 году, и, хотя машина показала себя хорошо, она была далека от завершения. Интересно, что самолет не привлек внимания ВВС. В итоге толчок к продолжению разработки дали советские ВМС. В самолете разглядели потенциальный палубный тактический истребитель, способный расширить возможности противолодочных крейсеров типа «Москва», начавших поступать на вооружение в конце 1960-х годов.После принятия на вооружение двух авианесущих крейсеров типа «Москва» проект закрыли и начали работы над более крупными авианосцами типа «Киев», способными, помимо противолодочных вертолетов, нести реактивные самолеты. ВМС заказали сверхзвуковой самолет, который мог атаковать цели в радиусе до 350 км от корабля, уничтожать вражеские вертолеты и тихоходные самолеты транспортной
и патрульной береговой авиации, а также действовать с неровных взлетно-посадочных полос на суше.Система поворота вектора тяги Як-Зб не могла удовлетворить жесткому требованию сверхзвуковой скорости, для которой нужен форсаж за счет дожигания топлива, а поворот вектора тяги соплом форсажной камеры был технически неосуществим. Поэтому Яковлев предложил сочетание двух подъемных двигателей с двигателем с изменяемым вектором тяги для комбинации вертикального и горизонтального полета. Появившийся в результате Як-ЗбМ доказал работоспособность схемы, но его модификация, Як-38, в 1975 году вставшая в строй на палубе авианесущего крейсера «Киев», разочаровала как дальностью действия, так и боевой нагрузкой и летными качествами. Тем не менее производство Як-38 продолжили, и ВВС работали над преодолением присущих СВВП проблем, с которыми столкнулись также британцы и американцы на «харриерах». Как и среди «харриеров», потери были велики, но наличие учебного двухместного Як-38У облегчило летчикам процесс освоения самолета.

В рамках операции «Ромб» четыре Як-38 весной 1980 года прошли испытания в Афганистане, типичной высокогорной стране с жарким климатом, ставшие слишком трудными для СВВП. Летные характеристики даже со значительно сниженной боевой нагрузкой оказались неважными, и начались работы по созданию усовершенствованной модификации, названной Як-38М.Более мощная и оснащенная сбрасываемыми баками, новая модификация Як-38М, «Фоджер» по кодификации НАТО, предвещала улучшение всех слабых показателей. Промышленное производство новых штурмовиков, взамен Як-38, началось в 1984 году, а последние 50 самолетов собрали в 1988 году. Як-38М постепенно вытеснил Як-38 морского базирования, но из-за увеличения расхода топлива дальность полета на внутренних баках даже сократилась. Боевая нагрузка и скоростные характеристики улучшились весьма незначительно, и, хотя самолеты несли службу, интерес к СВВП в связи со всеми его ограничениями упал и проект Як-38М свернули. Последний полет самолета состоялся в июле 1991 года.