Описание конструкции кораблей типа «Нормандия»


В окончательном варианте проекта новые линкоры имели длину между перпендикулярами 170,6 м, по ватерлинии  175,0 м, наибольшую  176,4 м, ширину 27,0 м и осадку 8,65 м. Высота надводного борта на форштевне составляла 6,85 м, на ахтерштевне  4,6 м. Водоизмещение при полной нагрузке достигало 25230,766 т, поэтому в документах новые линкоры обозначались как «25200-тонные».Таким образом, корабли типа «Нормандия» оказались меньше любого из зарубежных сверхдредноутов первого поколения (британский «Айрон Дьюк»  25 820 т, немецкий «Кёниг»  25 390 т, американский «Пенсильвания»  31 400 т), не говоря уже о более мощных линкорах с 15-дюймовой артиллерией главного калибра (британский «Куин Элизабет»  27 500 т, итальянский «Франческо Караччоло»  29 260 т).

В архитектуре кораблей отчетливо прослеживаются черты, типичные для французского кораблестроения начала XX в. Корпус имел весьма тяжеловесные очертания: прямой форштевень, плавно закруглявшийся к килю; совершенно плоские палубы, без подъема к носовой части; борта без привычного завала внутрь; небольшой развал носовых шпангоутов. С другой стороны, весьма необычной была форма кормовой оконечности с двумя параллельно расположенными рулями балансир-ного типа площадью 20,7 м2. Линкоры имели протяженный полубак, тянувшийся до самой кормовой башни, и необычную форму носовой надстройки, широкий нижний уровень которой простирался почти от борта до борта. Благодаря ей носовая башня располагалась высоко над уровнем ватерлинии, что должно было облегчить ее использование в свежую погоду. Лаконичный силуэт дредноутов завершали две широкие дымовые трубы и высокая грот-мачта. Общий вес корпуса составлял 6969,61 т, коэффициент общей полноты корпуса  0,60.

В деталях силовые установки всех пяти кораблей отличались друг от друга. «Нормандия» и «Фландр» оснащались турбинами системы «Парсонс», «Гасконь»  системы «Рато-Бретань», а «Лангедок»  системы «Шнайдер-Золли». Ступеней заднего хода турбины не имели, поэтому ходить кормой вперед линкоры могли исключительно под паровыми машинами. Они же обеспечивали 16-узловую крейсерскую скорость. Для последнего корабля серии  «Беарна»  предназначался четырехваль-ный турбозубчатый агрегат системы Парсонса. Количество и типы котлов также были различными: «Нормандия» и «Гасконь» должны были получить по 21 водотрубному котлу Гюйо  Дю Тампля, «Фландр» и «Лангедок»  по 28 котлов Бельвилля, «Беарн»  21 котел Никлосса. Все они имели смешанное отопление. Рабочее давление пара 20 атм.
Силовая установка занимала в средней части корпуса четыре отсека, разделенных отсеками погребов средней башни главного калибра и противоминной артиллерии. Считая от носа, шли котельные отделения №1 и №2 с шестью котлами в каждом (на линкорах с 21 котлом), затем погреба 138-мм калибра, самое большое котельное отделение №3, в котором стояло девять котлов, подбашенное отделение средней башни, машинное отделение и отделение главных конденсаторов.

Главные механизмы размещались в пределах одного водонепроницаемого отсека, разделенного двумя продольными переборками на три отделения. Четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения стояли в изолированных отделениях, причем их конденсаторы были вынесены в отдельный отсек, тогда как турбины вместе со своим конденсатором располагались в общем отделении. На паровой магистрали в машинном отделении имелось три главных паровых клапана. Каждая паровая машина могла работать независимо, а турбины работали только совместно: пар поступал сначала в турбину высокого давления, затем в турбину низкого давления и из нее сбрасывался на конденсатор.Проектная мощность силовой установки составляла 32000 л.с., что должно было обеспечить скорость полного хода 21 уз. При этом имелась возможность кратковременного увеличения мощности до 45 000 л.с. и скорости  до 22 узлов. Корабли приводились в движение четырьмя винтами, при этом внешние были четырехлопастными диаметром 5,2 м и шагом 6,37 м (частота вращения на полном ходу 115 об/мин), а внутренние  трехлопастными диаметром 3,1 м (280 об/мин на полном ходу).

На «Беарне» на внутренних валах аналогичным образом устанавливались турбины системы Парсонса прямого действия без ступеней заднего хода; идентичными были и винты. На внешние валы работали турбозубчатые агрегаты, включавшие турбины высокого и низкого давления (каждая  со встроенной ступенью заднего хода), а также крейсерские турбины высокого и среднего давления. Турбины работали на одноступенчатый редуктор. Диаметр ведущей шестерни ТВД составлял 224 мм, ТНД  483 мм, ведомой шестерни редуктора  2240 мм. Частота вращения ТЗА на полном ходу  260 об/мин. Внешние винты были трехлопастными диаметром 3,34 м.Нормальный запас топлива для всех линкоров составлял 1800 т угля в ямах и 300 т нефти, однако используя все свободные помещения запас угля можно было довести до 2700 т. Согласно расчетам, корабли могли преодолеть 6500-6600 миль экономичным 12-узловым ходом. С увеличением скорости дальность плавания заметно сокращалась и составляла 3375 миль на 16-узловом ходу и всего 1800 миль на полном.Для выработки электроэнергии предназначались четыре турбогенератора максимальной мощностью по 400 кВт, напряжение бортовой сети  220 В.