История создания советских миноискателей


Для поиска финских мин в СССР срочно создаются миноискатели.В первые же дни Зимней войны руководство Советского Союза стало получать сведения о подрывах солдат и техники на вражеских минах. Правительство дало задание предприятиям Ленинграда в самые сжатые сроки создать миноискатель для поиска мин на глубине до 40 см.В академии задание было получено вечером 1 декабря 1939 г., а уже к вечеру следующего дня был готов и испытан прототип. Его создали сотрудники кафедры радиоприёмных устройств: военинженер 1 ранга Изю-мов Н.М., военинженер 2 ранга Иванов В.Н., военинженер 3 ранга Тетерин Г.П., капитан Свяцкий В.В. и техник Макаровский А.Ф. Созданный прибор получил название «ИМВЭТА» (в документах также встречаются названия «ИМВЭТА-21» и «ВИМ-2»), а на заводе № 210 им. Н.Г. Козицкого под руководством сотрудников кафедры было организовано производство данного миноискателя.Командование Ленинградского военного округа требовало от завода-изготовителя выпускать по 100 миноискателей в сутки!На заводе № 327 руководителем работ по созданию миноискателя назначили Савельева А.А. Под его началом Дехтярёв B.C., Лепнин В.К., Левлюк Н.В., Баранов И.В. в короткие сроки спроектировали требуемый прибор. После проведения испытаний заводу было предложено изготовить 50 миноискателей, что и было сделано.



Прибор, созданный в Академии связи, имел некоторые эксплуатационные преимущества по сравнению с миноискателем завода № 327, и на вооружение приняли именно его. О дальнейшей судьбе изделий завода № 327 ничего неизвестно, но, скорее всего, они всё-таки прошли боевые испытания на фронте.После изготовления пробной партии миноискателей «ИМВЭТА» в Академии произвели набор курсантов-добровольцев, которых планировали разослать на разные участки фронта. В числе добровольцев был и будущий начальник связи Вооружённых сил СССР  Белов А.И.За разработку прибора его создатели были удостоены государственных наград: Изюмов Н.М. и Иванов В.Н. были награждены орденом Трудового Красного Знамени.Миноискатель ВИМ-210 был разработан Керпелёвым Г.М. и Тимаевым Л.П. Данный прибор производился тут же на заводе и применялся на фронте. В советской специальной литературе данный миноискатель получил обозначение «ВИМ-210» обр. 1939 г.

Также интересно отметить, что за выдающиеся достижения в радиосвязи Керпелёв и Тимаев в числе других сотрудников завода получили Сталинскую премию третьей степени (сумма вознаграждения 50 тыс. рублей). Их имена упоминаются в списке награждённых, опубликованном в газете «Правда» от 4 марта 1950 г.Главное отличие миноискателя «ВИМ-210» от миноискателей «ИМВЭТА» и завода № 327 заключается в том, что данный миноискатель мог крепиться не только к специальной штанге, но и к обычной винтовке, что не позволяли другие миноискатели. Отсюда, собственно, и аббревиатура «ВИМ»  винтовочный индукционный миноискатель.В ходе войны с финнами или вскоре после её окончания миноискатель был модернизирован и получил обозначение «ВИМ-210» обр. 1940 г.Оба образца миноискателей «ВИМ-210» двухламповые и между собой они отличаются способом крепления к винтовке и размещением в сумках. Миноискатели обр. 1939 г. размещаются в двух сумках, а обр. 1940 г.  в одной. Источником питания накала ламп служит щелочной аккумулятор НКН-10, а для питания анодов  батарея БАС-60.Все советские (да и не только советские) миноискатели имеют одинаковые составные части: гетеродинный блок, источник питания, складная штанга, заплечная сумка. У «ВИМ-210» есть ещё и пульт управления, у других подобных приборов времён Великой Отечественной войны его нет.

Гетеродинный блок собран в металлической коробке, которую можно укреплять на трёхколенчатой штанге круглого сечения или на винтовке; для этого металлическая коробка искателя снабжена специальным зажимным хомутиком. На коробке неподвижно укреплена рамка (кольцо) и ручка для настройки прибора. Из коробки выходит резиновый шланг, в котором смонтированы провода питания и провода от телефонных наушников.Источники питания находятся в фанерном ящике, из которого выходит резиновый шланг, идущий к пульту управления. В аккумуляторном ящике размещены: одна батарея БАС-60, два аккумулятора НКН-10 и две запасные лампы.Складная штанга состоит из трёх свинчивающихся между собой круглых алюминиевых трубок диаметром 23 мм.Пульт управления смонтирован в алюминиевой коробке, на одной торцевой стороне которой есть розетка для подключения питания, на другой торцевой стороне  переключатель, а на боковой стороне  два телефонных гнезда. Пулы управления служит только для включения или выключения цепи накала ламп.Заплечная сумка предназначена для транспортировки всех частей миноискателя, для каждой из коих предусмотрены специальные карманы.В документах времён советско-финляндской войны можно встретить также упоминание о приборе с названием «ИЗ» (индукционный зонт). Скорее всего, тут речь идёт о миноискателе завода № 327, ведь пробная партия была изготовлена и на фронт они, скорее всего, попали!

О наличии у противника каких-либо специальных технических средств для поиска советских мин нет. Да они им были и не очень нужны, ведь финны отступали и возвращаться на оставляемую территорию не планировали. Но всё же им иногда приходилось проводить поиск своих же и советских мин, тогда они применяли обычный щуп или винтовку с примкнутым штыком.Это всё показало необходимость принятия на вооружение Красной армии противоминных тралов, об этом вышестоящему руководству докладывал полковник И.Г. Старинов.Такие тралы были разработаны в Ленинграде на заводе № 185 им. С.М. Кирова и № 174 им. К.Е. Ворошилова уже в декабре 1939 г. Они были очень просты по устройству и представляли собой деревянные или металлические волокуши. Немного позже стали изготовлять дисковые минные тралы, которые устанавливались на танки Т-26 и Т-28.Дисковый трал представлял собой несколько металлических дисков диаметром 700-900 мм и толщиной 10-25 мм, которые монтировались на общей оси. Масса трала составляла 1,8-3,3 т. К сожалению, они оказались не очень надёжными, так как диски серьёзно изгибались после первого же взрыва. Тем не менее дисковые тралы успешно использовались 35-й танковой бригадой и в танковых батальонах 8-й армии.Было изготовлено 93 трала на заводе № 185 и 49 на заводе № 174.Захватывали финны советские миноискатели и тралы. Известно два фото, на которых запечатлены: на первом  финский сапёр за работой по поиску мин с миноискателем ИМВЭТА (подобных советских фотографий данного миноискателя в бою единицы, и их можно пересчитать буквально по пальцам одной руки), а на втором фото  дисковые тралы, брошенные советскими войсками у разбитой техники.