Буксиры в Советско-финской войне


Боевое крещение «ижорцы» получили в ходе Советско-финской войны. Готовясь к предстоящим боевым действиям КБФ под видом прохождения тральной подготовки с мая по июль 1939 г. мобилизовал сразу 10 буксиров. После переоборудования они вошли в состав 3-го и 5-го дивизионов тихоходных тральщиков. В первый из них включили «ижорцы» с №№ 21, 23, 26 и 29 (получившие соответственно обозначения ТЩ № 21, № 23, № 26 и № 29), во второй - БП №12, БП № 13, «Ленводпуть № 15» и «Ленводпуть № 16» (ТЩ №№ 101, 102, 103, 104 соответственно). В сентябре для нужд флота мобилизовали ещё 11 буксиров проекта 129 - «ижорцы» №№ 30, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 63 и 65 (номера тральщиков соответствовали номерам пароходов).13 октября того же года ТЩ № 29 и № 38 перешли в Ладожское озеро, где их включили в создаваемую военную флотилию, но там долго они не задержались и в конце октября ушли в распоряжение 3-го и 5-го дивизиона тихоходных тральщиков соответственно. Вскоре в те же соединения отправились ТЩ № 63 и № 65. Забегая немного вперед, стоит отметить, что участие обоих дивизионов тихоходных тральщиков в Советско-финской войне не изобиловало яркими моментами. Самым значительным событием в их деятельности стало траление мин в 50 кбт. к югу от острова Бьёрке кораблями 3-го дивизиона. В конце декабря 1939 г. оба соединения расформировали, а разоружённые суда спустя некоторое время вернули прежним владельцам.


Куда более насыщенная событиями служба была у «ижорцев» волею судьбы оказавшихся в составе Ладожской военной флотилии. До осени 1939 г. Советский Союз, соблюдая условия Юрьевского мирного договора от 14 октября 1921 г., имел на Ладоге только небольшое количество катеров пограничной охраны НКВД. Первым мысль о создании военной флотилии на озере высказал Нарком обороны маршал К.Е. Ворошилов, который считал, что армии потребуется содействие флота в случае боевых действий в Северной Карелии и на Карельском перешейке. 10 октября 1939 г. согласно директиве штаба КБФ началось развёртывание ЛВФ по мобилизации. Через три дня к своим обязанностям приступили командующий флотилией кап. 1-го ранга С.М. Кобыльских и военный комиссар А.М. Акимов. А 25 октября Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов в своём приказе № 00156 объявил о создании ЛВФ.Первой крупной операцией новообразованного соединения стала переброска 75-й стрелковой дивизии из Шлиссельбурга в Олонку, находившуюся на восточном берегу озера, происходившая с 6 по 23 ноября 1939 г. В ней было задействовано 13 пароходов, шесть буксиров и 13 ТЩ, мобилизованных из состава Наркомата речного флота в сентябре - октябре 1939 г. (два - типа «Москва» и 11 - типа «Ижорец»). Тральщики прислали в распоряжение командующего флотилией для использования в качестве буксиров. Неудачный выбор пункта посадки, необычное мелководье на озере и штормовая погода привели к тому, что только часть дивизии удалось перебросить по воде, а оставшиеся подразделения отправили по суше.

Немалая доля плавсредств, выделенных для переброски войск, остались в распоряжении флотилии. В итоге, к вечеру 29 ноября в гавани Шлиссельбурга сосредоточилось 24 боевых корабля, в том числе шесть тральщиков типа «Ижорец» (№№ 30, 31, 32, 33, 34 и 37, но на ТЩ № 33 ещё не было установлено вооружение). Тральщики № 31 («Ижорец № 31) и № 37 («Ижорец № 37) вошли в 1-й отряд, составленный из самых боеспособных кораблей под командованием кап. 1-го ранга П.А. Трайнина. Остальные - во 2-й, которым командовал старший лейтенант Кимаев.29 ноября 1939 г. в 21.40 от КБФ поступил приказ вскрыть документы военного времени. Так началась Советско-финская война. В 23.10 в штаб флотилии пришла шифровка командующего 7-й армией командарма 2-го ранга К.А. Мерецкова, в которой сообщалось, что наши войска атакуют противника на Карельском перешейке 30 ноября в 8.30. В штаб ЛВФ были вызваны все командиры частей и кораблей. В 23.55 из штаба КБФ был передан условный сигнал «Таран», а ещё через 20 минут - сигнал «Факел», означавший начало боевых действий.2 декабря командир 1-го отряда П.А. Трайнин перешёл со своим отрядом в район мыса Саунаниеми с намерением найти базу для флотилии, а также произвести на следующий день разведывательное траление в Тайпалевском заливе, после чего с демонстративной целью обстрелять предположительный район расположения финской батареи Яривисиниеми, чтобы уточнить её точное местонахождение. Траление было проведено в первой половине дня 3 декабря «ижорцами» № 31 и № 37. Они обследовали участок между берегом и банкой Тайпалеенлуото. В конце траления