Британский «Дредноут»


Франция включилась в «дредноутную гонку» с явным опозданием. Когда британский «Дредноут» уже сошел на воду, во Франции неспешно разворачивалась программа строительства серии из шести броненосцев типа «Дантон». К 1910 году британский, германский и американский флоты уже располагали эскадрами дредноутов, корабли этого класса были заложены в России и Японии, но лишь после этого французский парламент одобрил кораблестроительную программу, предусматривавшую постройку четырех кораблей типа «Курбэ».

При нормальном водоизмещении 23 500 т они несли двенадцать 305-мм орудий, имели скорость 20 узлов и были защищены 270-мм броневым поясом. Проект оказался, мягко говоря, не слишком удачным: броня не обеспечивала надежной защиты от бронебойных снарядов современных крупнокалиберных орудий, размещение артиллерии исключало одну башню из бортового залпа, к тому же необходимость вписать размеры корабля в габариты существующих доков предопределила невысокие мореходные качества. Однако французов ждал еще один удар.


Строительство серии еще не началось, как стало известно о закладке англичанами «Орайона»  первого в мире сверхдредноута, главный калибр которого состоял из десяти 343-мм пушек. Не прошло и года, как постройку сверхдредноутов с 356-мм артиллерией начали Соединенные Штаты и Япония. Чтобы выправить ситуацию, по инициативе морского министра М. Делькассе, в кораблестроительную программу 1912 г. в спешном порядке включили постройку трех линейных кораблей типа «Бретань». Не имея времени на создание принципиально нового проекта, французские кораблестроители переработали чертежи «Курбэ», заменив главный калибр на десять 340-мм орудий в пяти двухорудийных башнях, однако большинство недостатков перекочевало из старого проекта в новый.

Тем не менее, усилия министра не пропали даром. Парламентарии одобрили предложенную им масштабную восьмилетнюю кораблестроительную программу, предусматривавшую создание ядра флота из  ни много ни мало  28 линейных кораблей. Из этого числа 11 единиц уже находились в строю (2 типа «Патри», 4 типа «Либерте» и 6 типа «Дантон»), четыре были заложены по программе 1910 г., три намечались к закладке по программе 1912 г., два  по программе 1913 г., два  по программе 1914 г., четыре  по программе 1915 г. и два последних  по программе 1917 г. Таким образом, у конструкторов появилась возможность подойти к проектированию следующей серии более тщательно.