Американская самоходная гаубица NLOS-C


К 2008 г. разработка гаубицы NLOS-C в основном была завершена и закончилась созданием опытного образца  прототипа NLOS-C Р1. Первый прототип был выставлен для всеобщего обозрения в Вашингтоне в июне 2008 г. на выставке образцов вооружений в Национальной аллее сначала перед зданием Конгресса США, а затем около Пентагона, и уже в октябре 2008 г. на выставке AUSA-2008 (Association of the United States Army 2008), проходившей также в столице США.


В 2008-09 г. планировалось изготовить восемь опытных образцов-прототипов NLOS-C Р1-Р8. Уже в 2008 г. начались полевые испытания первых шести прототипов NLOS-C в условиях, имитирующих боевые. Испытания проводили солдаты специального подразделения по оценке новых видов вооружений и развитию армии (AETF — Army Evolution Task Force). Они продолжили тестирование и начали отработку сценариев для приобретения опыта и создания тактики, методов и доктрины боевого применения новой гаубицы. Опытные машины NLOS-C использовались для испытаний и оценки не только артиллерийских систем, но также для анализа уникального шасси с гибридным двигателем Manned Ground Vehicle (MGV) и используемых технологий. Кроме того, образцы подвергались жестким испытаниям как на различных испытательных стендах, так и стрельбой на полигонах. Этот опыт и знания также будут использоваться при доработке конструкции для промышленного производства машин NLOS-C.

Начиная с 2010 г. боевой состав группы оперативной тактической оценки должен был получить в общей сложности 18 машин NLOS-C. Ожидалось, что после завершения всесторонних испытаний, самоходные гаубицы следующего поколения начнут поступать в боевые части в 2014 г. и будут приняты на вооружение в 2017 г. В соответствии с планами поставок оружия для обеспечения огневой поддержки 15 тактических бригадных групп планировалось поставить в армию США 300 гаубиц NLOS-C, которые, по мнению высокопоставленных чиновников, дали бы войскам беспрецедентную огневую мощь. Революционные характеристики гаубицы, по их мнению, обеспечили бы армии США возможность оставаться самыми доминирующими и быстрореагирую-щими сухопутными силами в мире и позволили бы иметь меньше артиллерийских систем для получения превосходства на поле боя.

Однако разразившийся в 2008 г. мировой экономический кризис и огромный дефицит бюджета в 1,4 трлн USD в 2009 г. заставил правительство США пересмотреть расходы на оборону. Были закрыты многие дорогостоящие программы, включая и программу FCS. Тем не менее учитывая, что из восьми экипажных машин, разрабатываемых по программе FCS, наибольший прогресс в их создании был достигнут именно по гаубице NLOS-C, военное ведомство США позже рассмотрело вопрос о выделении финансирования разработки гаубицы NLOS-C в отдельную программу. Преемником программы FCS в части наземных экипажных машин стала Программа Ground Combat Vehicle (GCV), в соответствии с которой армия США начала формировать новые требования и стратегию закупок. В рамках новой программы военные не предъявляли определённых весовых требований к перспективным машинам, но разработчики должны были обеспечить их транспортировку железнодорожным, морским и воздушным транспортом (самолётами С-17).

Армия также сняла требования, на какой базе  колесной или гусеничной  должны быть созданы новые машины. Таким образом, весовые ограничения в 20 т, предъявляемые к наземным экипажным машинам программы FCS, обусловленные грузоподъёмностью самолёта С-130, были сняты. Учитывая это, специалисты фирмы BAE Systems в дальнейшем приступили к созданию для NLOS-C новой орудийной системы с увеличенной дальностью стрельбы за счёт использования уже не четырёх, а шести модульных зарядов и удлинения ствола до 45 калибров (клб.). Разработанные для NLOS-C прежние конструкции противооткатных устройств и других механизмов способны выдержать возникающие в этом случае усилия и уравновесить более мощную и тяжёлую артиллерийскую систему, Однако потребовалось провести дополнительные изменения конструкции и посадочных мест, обусловленные увеличением габаритных и весовых характеристик гаубицы. Сегодня общий вес установки составляет 27,4 т, так что самолёт С-17 при максимальной грузоподъёмности 78 т может доставить к месту назначения две гаубицы ХМ1203, а при снижении ее массы до 26 т — три гаубицы.

Тем не менее с разработкой гаубицы (также как и с российской новейшей гаубицей «Коапиция-СВ») дела обстоят не так гладко. Очередной удар по программе создания гаубицы NLOS-C нанесло принятие на вооружение .управляемого с помощью GPS высокоточного артиллерийского снаряда Excalibur и начало полномасштабного серийного производства этого снаряда в апреле 2011 г. Ранее многие специалисты, включая российских, считали, что при стрельбе неуправляемыми артиллерийскими снарядами увеличение дальности стрельбы свыше 30 км является бессмысленной задачей из-за большого рассеивания. Например, при стрельбе американским активно-реактивным снарядом М549А1 на дальность 30 км из гаубицы с длиной ствола 39 клб. круговое вероятное отклонение (КВО) составляет около 260 м. Это, в свою очередь, требует значительно большего количества снарядов для выполнения поставленной задачи.

По мнению зарубежных специалистов,«чтобы поразить цель на дальности 40 км обычно необходимо произвести около 200 выстрелов». Из-за чего считалось, что при стрельбе неуправляемыми снарядами нет необходимости увеличивать дальность стрельбы за счёт удлинения ствола свыше 45 клб. Несмотря на данное обстоятельство, ряд стран, таких как Германия, Франция, ЮАР, Швеция, Южная Корея, Китай и др. в последнее время разработали новые САУ, оснащённые 155-мм орудием со стволом длиной 52 клб. При стрельбе из таких систем управляемый снаряд Excalibur способен поражать цели на дальностях до 60 км. Причём КВО составляет менее 10 м независимо от дальности. Это потребует для поражения целей, таких как взвод пехотинцев, радар, здание, строение всего лишь от одного до трёх снарядов, т. е. в бою по цели может быть выпущено на 80-90 % меньше снарядов.

В свою очередь, несмотря на высокую стоимость снаряда, данное обстоятельство приведёт к снижению износа ствола и всего орудия, сокращению времени на ремонт и техническое обслуживание, потребуется меньше времени и затрат на пополнение боеприпасов, а в целом принесёт существенные экономические выгоды. Будут получены огромные моральные и политические дивиденды в случае применения артиллерии по целям в городах, когда для уничтожения конкретной цели, находящейся в углу здания среди городской застройки, не придется сносить весь квартал с гражданским населением. Указанные выше страны также ведут разработки своих управляемых артиллерийских снарядов, что сделает их независимыми от американских поставок управляемого снаряда Excalibur. В этом случае гаубица NLOS-C со стволом длиной 45 клб. не будет обладать преимуществом по сравнению с зарубежными аналогами при стрельбе на большие дальности управляемыми снарядами, а попытки постановки на гаубицу ствол длиной 52 клб. могут потребовать коренного изменения всей конструкции САУ.