123-й истребительный авиационный полк


Полк был сформирован как 123-й истребительный авиационный полк (иап) ПВО в марте 1940 года на основе кадрового состава 32,33 и 41-го истребительных и 14-го штурмового полков.Первоначально все четыре эскадрильи полка вошли в состав 58-й истребительной бригады Белорусского Особого военного округа (БОВО), а с августа того же года - 10-й смешанной авиационной дивизии (сад) ВВС Западного Особого военного округа. На вооружении полка находился 61 истребитель И-153 «Чайка» ОКБ Поликарпова. Непосредственно перед войной, 19 июня 1941 года, в полк поступили 20 более совершенных самолетов Як-1, но личный состав не успел пройти переобучение для полетов на новых машинах.


На 22 июня 1941 года полк базировался на аэродромах Стригово (основной), Именин, Брест и Лыщицы в Западной Белоруссии.В первый день войны летчики-истребители вели ожесточенные бои с превосходящими силами люфтваффе в районе Бреста и сбили 30 самолетов противника. При этом 123-й полк понес тяжелейшие потери -к вечеру 22 июня в строю осталось лишь 15 исправных машин, а аэродром Стригово был занят противником. До конца июня остатки полка вели бои в районах Кобрина,Бреста, Пинска и Бобруйска. Весь июль летный состав полка проходил переобучение на Як-1, получал новые самолеты и в конце месяца был переведен на аэродром Едрово. Находясь в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО, полк был включен в состав 7-го истребительного авиационного корпуса (иак) ПВО Ленинграда и оборонял крупный железнодорожный узел Бологое. До середины октября 123-й иап находился на переформировании в Череповце, где получил шесть высотных истребителей-перехватчиков МиГ-3.С 17 октября 1941 года полк отвечал за воздушное прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера. Он защищал от налетов вражеской авиации людей и грузы на западном участке единственной транспортной артерии, связывавшей блокадный Ленинград со всей остальной страной. На 12 декабря 1941 года в составе 123-го полка оставалось три исправных самолета Як-1, семь машин И-16 и 21 летчик.В течение 1941-1942 годов истребители 123-го полка, поддерживая действия наземных войск, вели бои в районах населенных пунктов Сиверский, Ваганово, Осиновец, Пушкин, Павлово и Шлиссельбург. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 от 22 ноября 1942 года полк был преобразован в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк (гиап) ПВО.

До конца войны 27-й гвардейский полк привлекался ко всем операциям, проходившим в районе Ленинграда. Так, в январе 1943 года он участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в феврале - в Красноборской операции, летом - в Мгинской наступательной. В январе 1944 года 27-й полк принимал участие в Ленинградско-Новгородской, а июне - в Выборгской наступательной операции, за что получил почетное наименование «Выборгский». С августа по сентябрь истребители поддерживали советские войска в Эстонии в рамках Прибалтийской наступательной операции. До 1943 года на вооружении 27-го полка состояли самолеты Як-1, до февраля 1944-го - Як-7, до октября 1944-го - Як-9, а затем стали поступать английские истребители Супермарин «Спитфайр» Mk IX.После окончания Великой Отечественной войны и вплоть до осени 1970 года полк, оснащенный самолетами МиГ-19, базировался на аэродроме Пушкин Ленинградского ВО.С октября 1970 года 27-й гвардейский истребительный авиационный полк был переведен в Среднеазиатский военный округ.С весны 1971 года в часть начали поступать сверхзвуковые истребители второго поколения МиГ-21 ПФ. В 1973-1974 годах полк принимал участие в различных учениях и проверках боевой готовности ВВС, в учениях ПВО Сухопутных войск.