Плавучая база летающих лодок «Акицусима»


По мере совершенствования техники военно-морского флота, совершенствовалась и оборонительная доктрина японского императорского флота, предусматривающая перехват наступающего американского флота во всё более отдалённых от берегов Японии районах Тихого океана.Однако увеличение расстояний потребовало и совершенствования сил, и средств разведки, которая должна была своевременно обнаружить вражеский флот на максимально удалённых рубежах и вскрыть состав его сил и походный порядок. Начиная с 20-х гг. XX века в японском императорском флоте эта задача во всё возрастающей степени стала возлагаться на многомоторные летающие лодки дальнего радиуса действия.Но при действиях с баз, расположенных на самих Японских островах, даже очень большой дальности полёта этих летающих лодок не могло хватить для огромных просторов Тихого океана. Для обеспечения действий летающих лодок требовались базы по всей территории Японской империи и прежде всего на тихоокеанских островах. Конечно, летающие лодки обладали огромным преимуществом над колёсными базовыми самолётами в плане базирования - им не нужна была взлётно-посадочная полоса, но и они не могли обойтись без регулярного технического обслуживания и ремонта. Японский флот прилагал большие усилия для создания развитой сети хорошо оборудованных гидроаэродромов, но этих усилий всё равно было не достаточно для создания надлежащей сети базирования летающих лодок на столь обширном театре.

 



Тогда японские адмиралы решили создать для летающих лодок плавучие базы, благо флот уже имел большой опыт использования гидроавиатранспортов для развёртывания передовых баз одномоторных гидросамолётов. При этом первым кораблём обеспечения базирования летающих лодок как раз и стал гидроавиатранспорт «Камой»2, переоборудованный для обеспечения действий летающих лодок во время ремонта в 19393 г. Впрочем, флот не собирался останавливаться на кораблях-переделках и ещё до окончания переоборудования «Камой» запланировал постройку специального корабля для обслуживания летающих лодок - будущей «Акицусима».Постройка плавучей базы летающих лодок «Акицусима» была запланирована по 4-й программе завершения военных приготовлений флота («Дайёндзи кайгун гумби дзю:дзицу кэйкаку», сокращённо - «Мару ён кэйкаку»), принятой в 1939 г. Строительный номер по программе - корабль № 1314.

Бюджетная стоимость постройки корабля была определена в 11 825 ООО иен.

Эта сумма распределялась следующим образом:

176 049 иены на административные расходы,

5 706 958 иен - стоимость корпуса,

2 753 279 иен - стоимость механизмов,

1 140 296 иен - стоимость артиллерийского вооружения, 217 479 иен - стоимость минного вооружения,

307 605 иен - стоимость штурманского вооружения,

925 756 иен - стоимость электрооборудования,

432 999 иен - стоимость вооружения связи,

164 579 иен - стоимость авиационного вооружения.

По Программе кораблестроения военного времени 16-го финансового года эры Сёва5 («Сё:ва дзю:року нэндо сэндзи кэндзо: кэйкаку», сокращённо - «Мару кю: кэйкаку» («Экстренная программа пополнения флота»), принятой в 1941 г., предполагалось строительство однотипного корабля (строительный номер по программе - корабль № 303), который даже успел получить название - «Тихая». «Тихая» должна была быть заложена на верфи Кавасаки сразу после спуска на воду «Акицусима», с плановым вводом в строй в конце января 1943 г., но в связи со спешными приготовлениями к приближающейся войне закладку сначала отложили, а осенью 1942 г. отменили совсем.По Модифицированной 5-й программе завершения военных приготовлений флота («Кай мару го кэйкаку»), принятой 21 сентября 1942 г.,предполагалось строительство ещё трёх однотипных кораблей со строительными номерами 5031 -5033, но, ни один из этих кораблей не был заложен. Заказ был аннулирован в 1943 г.Названия и классификация«Акицусима» официально классифицировалась, как плавучая база гидросамолётов («суйдзёжи бокан»). Классификация плавучая база летающих лодок («хико:тэй бокан») использовалась полуофициально.«Акицусима» - ;'Н - поэт. Остров стрекозы, одно из старинных поэтических имён Японии.Первоначальные планы предполагали постройку плавучих баз летающих лодок двух типов: большой и малой. Большая плавбаза представляла собой крупный, быстроходный и хорошо вооружённый корабль, который должен был действовать совместно с главными силами флота в открытом океане. Малая плавбаза должна была обеспечивать базирование летающих лодок на якорных стоянках.

Большая плавучая база летающих лодок («о:гата хико:тэй бокан»6), должна была иметь следующие тактико-технические характеристики:

Водоизмещение стандартное 9950 тонн;

Водоизмещение на испытаниях 11 000 тонн;

Длина по ватерлинии 173 метра;

Энергетическая установка: двухвальная паротурбинная, мощностью 30 000 л.с.;

Скорость 25 узлов;

Дальность плавания 8000 миль (14 уз ); Вооружение: восемь 12,7-см зенитных орудий в четырёх спаренных артиллерийских установках, шесть 25-мм автоматов в двух строенных установках и два противолодочных бомбомёта;

Авиационное вооружение: 4 гидроса-молёта-разведчика, 4 летающих лодки на палубе, 2 летающих лодки на буксире, одна катапульта для летающих лодок и одна катапульта для гидросамолётов-разведчиков;

Бронирование: борт 65-75 мм; палуба 25-30 мм;

Авиационный боезапас: 327 800-кг, 80 500-кг, 152 250-кг, 144 60-кг авиабомбы; Запас горюче-смазочных материалов:

1 200 000 л авиабензина, 100 000 л смазочного масла.Малая плавучая база летающих лодок («когата хико:тэй бокан»8) должна была иметь следующие тактико-технические характеристики:

Водоизмещение стандартное 2350 тонн;

Водоизмещение на испытаниях 2500 тонн;

Длина по ватерлинии 97 метров;

Энергетическая установка: трёхвальная дизельная, мощностью 6750 л.с.

Скорость 20 уз;

Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах;

Вооружение: четыре 12,7-см зенитных орудия в двух спаренных артиллерийских установках, четыре 25-мм автомата в двух спаренных установках и два противолодочных бомбомёта;

Авиационное вооружение: всего корабль мог обеспечить базирование трёх летающих лодок, при этом одна летающая лодка могла постоянно находиться на палубе;

Авиационный боезапас: 16 800-кг, 8 500-кг, 54 250-кг, 30 60-кг авиабомбы;

Запас горюче-смазочных материалов: 458 000 л авиабензина, 37 000 л смазочного масла.

Но после рассмотрения этих вариантов было решено сначала построить плавучую базу средних размеров водоизмещением на испытаниях 3550 тонн. На совещании представителей МГШ и МТД в августе 1938 г. были определены характеристики нового проекта:

Водоизмещение на испытаниях 3550 тонн;

Длина по ватерлинии 110 метров;

Энергетическая установка: 2 дизеля суммарной мощностью 8000 л.с., 2 винта;

Дальность плавания 8000 миль на 14 узлах;

Вооружение: четыре 12,7-см зенитных орудия в двух спаренных артиллерийских установках, четыре 25-мм автомата в двух спаренных установках;

Авиационный боезапас: 245 авиабомб калибром 60-800-кг;

Запас авиабензина 600 т.

Согласно первоначальному проекту корма корабля должна была быть покатой (по образцу слипа китобойных плавбаз) для вытягивания летающей лодки на верхнюю палубу лебёдками. Слипу был придан наклон в 9° и кромка юта была заглублена ниже ватерлинии на 1,2 метра. При вытягивании летающей лодки на палубу в кормовые балластные цистерны должно было приниматься 100 тонн воды, и кромка юта прита-пливалась на 1,75 метра ниже ватерлинии, облегчая подъём лодки на палубу.

Однако штаб авиации флота стал настаивать на том, что минимальная глубина заглубления кромки юта при вытягивании летающей лодки на палубу не должна быть менее 3 метров, чего на данном проекте обеспечить было невозможно. И тогда было решено устроить транцевую корму с мощным краном, который бы поднимал летающую лодку на верхнюю палубу, а водоизмещение корабля было увеличено. Так и появился базовый проект № J-18, по которому в октябре 1940 г. и была заложена плавучая база «Акицусима».

Следует отметить, что при дальнейшем планировании кораблестроительных программ японцы возвратились к идее двух типов плавучих баз летающих лодок - большой и малой. В проект 5-й программы по завершении подготовки флота к войне были включены одна большая плавучая база летающих лодок базового проекта № J-24 (строительный номер по 13 ноября 1942 г. корабль отправился на докование в Йокосука, куда прибыл 12 декабря. По дороге во время стоянки в Ра-бауле (14 ноября - 4 декабря) в должность командира корабля вступил капитан 1-го ранга Такао Ёсими. Пройдя докование (23-30 декабря), корабль оставался в Японии до 15 января 1943 г., когда снова отправился на базу Шортленд (прибыл 28 января), по дороге завезя самолёты и личный состав в Ка-виенг и Рабаул.Но на базе Шортленд «Акицусима» не пробыла и месяца -уже 21 февраля 1943 г. она отправилась к японским Мандатным островам, перевозя базовое имущество 201-й истребительной авиагруппы, личный состав которой был отправлен в Японию на переформирование. После этого с марта по июнь 1943 г. корабль находился на атоллах Джалуит и Макин, обеспечивая действия больших летающих лодок-разведчиков 802-й авиагруппы. 6 июня «Акицусима» покинула Джалуит и отправилась в Йокосука (прибыла 25 июня), но не прямо, а с заходом на Шортленд и в Рабаул.По прибытии в Японию корабль ожидало новое задание -он должен был обеспечивать действия летающих лодок 801-й авиагруппы в операции по эвакуации гарнизона с острова Кыска. Быстро погрузив на борт имущество авиагруппы, 30 июня1943    г. «Акицусима» покинула Йокосука и уже 6 июля прибыла в залив Касивабара (ныне - Северо-Курильский) на острове Парамушир. При этом по дороге корабль на сутки (2-3 июля) зашёл в Хакодатэ.«Акицусима» обеспечивала действия 801-й авиагруппы на алеутском направлении до 29 августа 1943 г., когда корабль повёз имущество авиагруппы обратно в Йокосука (прибыл 2 сентября). Там в командование кораблём наконец смог вступить капитан 1-го ранга Фудзимаки Ёсинори, назначенный ещё 26 августа.

Новому командиру и его экипажу быстро нашлась работа: Япония в срочном порядке усиливала гарнизоны на Мандатных островах, используя для перевозки подкреплений любые подходящие корабли. В результате «Акицусима» уже через две недели после возвращения с Парамушира отправилась из Йокосука в Шанхай (вышла 16-го, а прибыла 20 сентября 1943 г.), где приняла на борт армейские части, предназначенные для перевозки на Трук (покинула Шанхай 24 сентября, прибыла на Трук 2 октября). 14 октября корабль вышел с Трука и 21 октября пришёл в Йокосука, откуда 3 декабря снова вышел к Труку. При этом в ноябре 1943 г. корабль переходил из Йокосука в соседний порт Йокогама для докования (10-23 ноября).«Акицусима» прибыла на Трук 9 декабря 1943 г. и отстаивалась на атолле целых два месяца. Только в начале февраля1944  г. корабль сделал два транспортных рейса с армейскими подразделениями на остров Понапе.Во время атаки Трука американской авианосной авиацией (с авианосцев 58-го оперативного соединения) 17 и 18 февраля 1944 г. «Акицусима» была повреждёна. 17 февраля около 03.20 в корабль попали две 454-кг бомбы, сброшенные самолётами с авианосца «Энтерпрайз»: одна поразила корабль перед мостиком, а вторая попала в кормовую оконечность, повредив кран для погрузки самолётов. На следующий день в центральную часть корабля попала ещё одна бомба, вызвавшая сильный пожар.