Первые крейсера серийной постройки Российского флота


Корабли типа «Диана» стали первыми крейсерами серийной постройки Российского Императорского флота. Они принимали участие в нескольких войнах начала XX века.В1895 году в рамках кораблестроительной программы 1881-1901 годов были заказаны три бронепалубных крейсера по проекту «Бронепалубный крейсер водоизмещением 6630 т». В Санкт-Петербурге на эллинге Галерного островка 23 мая 1897 года заложены «Паллада» и «Диана», а в Новом Адмиралтействе - «Аврора». Новые крейсера классифицировали как корабли 1 ранга.



Архитектура кораблей - традиционная, с баковой надстройкой и тремя палубами:верхней, батарейной (жилой) и броневой карапасной. По периметру броневой палубы, над ее скосами, размещена платформа, обрамляющая горизонтальные участки палубы вдоль бортов и в оконечностях. Корпус под броневой палубой разделен на 14 отсеков поперечными водонепроницаемыми переборками. Выше броневой палубы корпус был разделен на четыре главных отсека - носовой, отсек котельных отделений, отсек машинных отделений и кормовой отсек. В двойном дне было 15 водонепроницаемых отделений, где хранились пресная вода и масло. Двойные борта содержали 12 отделений - по шесть на борт. Корпус корабля был сделан из мягкой судостроительной стали и собран по смешанной системе: на протяжении двойного дна - по продольной, а выше него и в оконечностях - по поперечной. Все элементы конструкции соединялись заклепками на стыковых планках. Для снижения качки вдоль корпуса корабля на длине 39,2 м установлены бортовые кили из стальных листов толщиной 9 мм.

Броневой пояс отсутствовал - все жизненно-важные части корабля прикрыты только карапасной защитной палубой со скосами, выполненной из экстрамягкой никелевой стали. Ее горизонтальная часть от 16-годо 126-го шпангоута шла на высоте 0,6 м над ватерлинией, плавно заходя в оконечностях под воду. В носу броневая палуба подкрепляла таранный форштевень, а в корме соединялась с ахтерштевнем за головкой баллера руля. В районе машинных отделений карапасная палуба была расположена на высоте 1,1 м над уровнем воды. Котельные отделения дополнительно защищались бортовыми угольными ямами и коффердамами. Единственным прикрытием артиллерии была 1 б-мм стальная защита на 116-м шпангоуте, которая закрывала с кормовых курсовых углов орудия и прислугу на верхней палубе. Снарядные элеваторы от защитной палубы до места выгрузки боезапаса бронировались 38-мм плитами.Главная энергоустановка включала три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с., которые должны были обеспечивать скорость хода до 20 узлов (в реальности корабли до данного показателя не дотягивали). Паровые котлы - системы Бельвиля образца 1894 года. Движители - три трехлопастных бронзовых винта диаметром 4,09 м. Правый и средний винты имели левое вращение, а левый -правое. Электроэнергия вырабатывалась шестью паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт. Аварийное питание - от аккумуляторной батареи. Якоря -системы Холла.

Крейсер «Паллада» спущен на воду 14 августа 1899 года. В апреле 1903 года он прибыл на Дальний Восток. Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов корабль был торпедирован японским миноносцем 8 февраля 1904 года на внешнем рейде Порт-Артура и вернулся в строй лишь в апреле. Участник боя в Желтом море. 8 декабря 1904 года потоплен противником во внутренней гавани Порт-Артура, а в сентябре следующего года поднят японцами и впоследствии вошел в состав японского флота как «Цугару». В 1920 году корабль переоборудовали в минный заградитель, а 27 мая 1924 года он потоплен в результате показательного бомбометания японскими летчиками.Крейсер «Диана» спущен на воду 30 сентября 1899 года, в апреле 1903 года он прибыл в Порт-Артур. Участник боя в Желтом  море, после чего ушел в Сайгон и с 11 августа по 7 декабря был там интернирован.В 1906-1914 годах несколько раз проходил ремонт, модернизацию и перевооружение.Участник Первой мировой войны и революционных событий. 1 июля 1922 года продан на металлолом.Крейсер «Аврора» спущен на воду 11 мая 1900 года и вошел в строй 16 июля 1903 года. В 1904 году -переход в составе 2-й эскадры флота Тихого океана на Дальний Восток, затем - участие в Цусимском сражении. 21 мая - 15 октября 1905 года был интернирован в Маниле (Филиппины). Участник Первой мировой войны и революционных событий.