Мощные немецкие орудия на линкорах «Бисмарк» и «Тирпиц»


Мощные немецкие орудия использовались на линкорах «Бисмарк» и «Тирпиц», а также в составе артиллерийских батарей береговой обороны.рамках работ по созданию для криг-смарине новейших линкоров типа «Бисмарк» встал вопрос о разработке для них современных орудий главного калибра, позволяющих обеспечить кораблям высокую огневую мощь. При этом, однако, немецким конструкторам-оружейникам предстояло решить ряд важных задач, включая необходимость определения для новых орудий наилучшего сочетания таких характеристик, как скорострельность, которая должна быть максимально высокой (больше выстрелов - больше попаданий в противника), и разрушительная мощь, которая также должна была быть высокой (один снаряд должен был наносить врагу максимальный урон). Достичь компромисса между этими требованиями в корабельных орудиях главного калибра было весьма непросто.


В целом считалось, что это возможно обеспечить при калибре орудия 380 мм, однако немецкие конструкторы имели незначительный опыт практической работы по корабельным орудиям данного калибра. Такие орудия были созданы лишь для двух линкоров-дредноутов типа «Байерн», включенных в боевой состав немецкого флота незадолго до окончания Первой мировой войны. В конечном итоге, инженеры оружейного концерна Круппа разработали новые 380-мм орудия, которые получили обозначение 38 см/52 SK С/34.Конструктивно ствол нового орудия включал: внутреннюю трубу, в которую вставлялся сменный, заменявшийся со стороны затвора, лейнер; защитный кожух из четырех частей, каждая из которых перекрывала две трети предыдущей; четыре крепежных кольца, а также казенную часть, которая в горячем состоянии вворачивалась в заднюю часть кожуха ствола, и горизонтально-скользящии клиновои затвор.Нарезка ствола - правая, с 90 нарезами переменного шага - от 1/36 до 1/30 - глубиной 4,5 мм и шириной 7,76 мм. Масса внутренней трубы достигала 22 670 кг, лейнера - 14 300 кг, а затвора - 2800 кг.На линкорах типа «Тирпиц» орудия располагались в двухорудийных башнях типа Drh LC/34, разработанных специалистами концерна Круппа и обозначавшихся - с носа в корму - «Антон», «Бруно», «Цезарь» и «Дора». Масса вращающейся части башни составляла 1064 кг, диапазон углов вертикального наведения -от -5 до +30 град., скорость вертикального наведения - 5,4 град./с, а горизонтального -6 град./с.

В орудиях, установленных на линкорах типа «Бисмарк», применялись три типа снарядов: бронебойный Pz.Spr.Gr. L/4,4 (mhb), полу-бронебойный Spr.Gr. 174,5 Bdz (mhb) и фугасный Spr.Gr. L/4,6 Kz (mhb). Кроме того, в 1944 году в боекомплект орудий главного калибра линкора «Тирпиц» включили фугасный снаряд с взрывателем, имевшим таймер, что позволяло вести эффективный заградительный зенитный огонь по самолетам противника.Выстрел снаряда обеспечивался боевым зарядом, включавшим две части: основную с 112,5 кг пороха в латунной гильзе и вспомогательную с 99,5 кг пороха в шелковом картузе, располагавшуюся в стволе перед основной частью заряда.В районе Па-де-Кале - самой узкой части пролива Ла-Манш - была сооружена линия береговых батарей, в составе которых находились крупнокалиберные орудия разного калибра.Вначале они предназначались для поддержки огнем сил десанта на Британские острова (операция «Морской лев»), а после отмены вторжения - для защиты побережья от десанта противника и для нарушения его судоходства по Ла-Маншу.В составе 242-го морского артиллерийского дивизиона (Marine Artillerie Abteilungen) южнее мыса Гран-He у деревни Аудинген располагалась батарея «Зигфрид», имевшая четыре 380-мм орудия SK С/34, которые изначально планировались для перевооружения линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст», а также для поставки в СССР для тяжелых крейсеров типа «Кронштадт». Береговые орудия отличались от корабельных отсутствием лейнера.Вначале орудия батареи находились в одиночных башнях, но к 1942 году их укрыли в огромные бетонные казематы высотой от основания около 15 м и с толщиной верхнего свода около 4 м. Максимальный угол возвышения ствола в каземате достигал 55°, а угол поворота -около 120°. Орудия вели огонь «корабельными» бронебойными, полубронебойными и фугасными снарядами, а с 1942 года - еще и специальными осколочно-фугасными снарядами типа «Зигфрид-граната», имевшими массу 495 кг и начиненными 48 кг тротила. Боевой заряд в 298 кг обеспечивал снаряду начальную скорость 1050 м/с и дальность стрельбы 55 км. Такими «гранатами» батарея обстреливала Великобританию вплоть до 26 сентября 1944 года, а еще через три дня батарея пала под натиском канадских войск.