Линкор «Архангельск»


В составе советского ВМФ он прослужил недолго, но остался в истории как самый большой и мощный линкор отечественного флота.Вслед за пятеркой эпохальных сверхдредноутов типа «Куин Элизабет», заказанных британским Адмиралтейством по программе 1912 года, последовали пять линкоров типа «Ривендж» программы 1913 года. По сути, они отличались от предшественников лишь чуть меньшей стоимостью, достигнутой за счет незначительного снижения скорости и водоизмещения. Вместе эти десять сильнейших линкоров своего времени, вооруженные 15-дюймовой (381-мм) артиллерией главного калибра, надолго стали олицетворением мощи Королевского флота.

Корабли программы 1913 года часто называли типом R, так как их наименования начинались с этой буквы: «Ривендж», «Ройял Соверен», «Ройял Оук», «Резолюшн» и «Рэмиллис». Одному из них впоследствии довелось служить под советским военно-морским флагом.По конструкции линейные корабли типа R были близки к своим предшественникам типа «Куин Элизабет», но имели ряд отличий: меньшую длину, несколько измененную схему бронирования, новое рулевое устройство и иную компоновку котельных отделений, что позволило вывести дымоходы в одну трубу. «Ривендж» и его собратья стали первыми линкорами британского флота, получившими подводную защиту в виде булей: таким образом был исправлен главный недостаток всех английских дредноутов - их уязвимость от минно-торпедного оружия.

Главный козырь кораблей типа R - это, конечно же, их вооружение. 15-дюй-мовое (381-мм) орудие Мк.1, впервые установленное на дредноутах типа «Куин Элизабет», по праву считается лучшим образцом тяжелой морской артиллерии периода Первой мировой войны. Оно было спроектировано по концепции «тяжелый снаряд - относительно небольшая начальная скорость», что позволило обеспечить высокую живучесть ствола и надежность орудия в целом. Вес 15-дюй-мового снаряда составлял 870,9 кг - в два с лишним раза больше, чем 12-дюймового! Конструкция башенной установки обеспечивала заряжание орудий при любом горизонтальном и вертикальном положении стволов: скорострельность при этом достигала двух выстрелов в минуту. Линкоры типа R стали последними кораблями, у которых противоминные 152-мм орудия располагались в казематных установках на главной палубе. Правда, в отличие от «Куин Элизабет»,152-мм батареи были перенесены дальше в корму, что уменьшало их заливаемость в бурном море.

Броневая защита кораблей была весьма мощной и в целом повторяла примененную на «Куин Элизабет». Главное отличие состояло в том, что 51-мм палуба устанавливалась выше - над 330-мм поясом вместо 25-мм палубы на уровне ватерлинии. Это позволило увеличить объем броневой цитадели и повышало боевую устойчивость линкора в целом. Энергетическая установка включала две пары реверсивных турбин и пару турбин крейсерского хода. Турбины высокого давления и крейсерского хода работали на внешние валы, низкого давления -на внутренние. В межвоенный период линкоры типа R не подвергались столь серьезным реконструкциям, как корабли типа «Куин Элизабет», тем не менее неоднократно модернизировались. С них сняли торпедные аппараты, установили гидросамолеты; постоянно усиливалось зенитное вооружение. Уже после начала Второй мировой войны все линкоры оснастили радиолокационными станциями.

Под британским флагом линкоры типа R участвовали в обеих мировых войнах. Один из них, «Ройял Оук», погиб: в октябре 1939 года его торпедировала немецкая подводная лодка U-47 прямо в родной базе в Скапа-Флоу. Вместе с кораблем погибли 833 находившихся на его борту моряка.После выхода Италии из Второй мировой войны в сентябре 1943 года Советскому Союзу в качестве репараций должна была достаться часть бывшего флота Муссолини. Поскольку перевести корабли со Средиземного моря на Северный Ледовитый океан (а именно там они были нужны нашей стране) представлялось весьма затруднительным, союзники предложили Сталину взять во временное пользование английские и американские корабли, в основном устаревшие. Выбирать не приходилось, и предложение было принято.Так в составе советского ВМФ появился линкор «Архангельск» - бывший «Ройял Соверен». 17 августа 1944 года он ушел из Скапа-Флоу в Ваенгу (Североморск) вместе с конвоем JW-59. Правда, в активных боевых действиях дредноут не участвовал и до конца войны простоял в Кольском заливе. В 1949 году он был возвращен Великобритании, где его сразу же продали на слом.