Крейсер 1 -го ранга «Аскольд»


Как активный участник трех войн, а также как единственный пятитрубный корабль Российского флота.В соответствии с российской судострои тельной программой 1898 года «для нужд Дальнего Востока» планировалось построить четыре бронепалубных крейсера - «дальних разведчика при эскадре» - водоизмещением в 6000 т.Первые три корабля были заказаны зарубежным фирмам: одной американской и двум немецким. Головным крейсером семейства стал знаменитый «Варяг», вторыл и третьим - «Аскольд» и «Богатырь». Все от строились по индивидуальным проектам, но по единому техническому заданию, разработанному Морским техническим комитетом в Санкт -Петербурге.Концепция крейсера - дальнего разведчик; впоследствии подвергалась критике за якобы излишне большое водоизмещение кораблей и их высокую стоимость, однако в ходе службы крейсера данного типа проявили себя универсальными кораблями, способными решать широкий круг задач: от действий на коммуникациях до огневой поддержки десантных операций.


Крейсер «Аскольд» имел гладкопалубный корпус со значительным удлинением,внутри он делился поперечными переборками на 13 водонепроницаемых отсеков. Бортового броневого пояса на «Аскольде», как и на всех остальных крейсерах - дальних разведчиках, не было; машинно-котельные отделения и артиллерийские погреба защищала карапасная броневая палуба толщиной от 40 мм (на горизонтальных участках) до 75-100 мм (на бортовых скосах и гласисах). Вся артиллерия устанавливалась на палубах и надстройках и имела защиту лишь в виде противоосколочных щитов толщиной 25 мм.Корабль был трехвинтовым; три вертикальные паровые машины размещались в двух машинных отделениях, а 19 котлов системы Шульца - Торникрофта -в пяти котельных. Контрактная мощность энергетической установки равнялась 19 ООО л. с., но на испытаниях была достигнута кратковременная мощность 23 500 л. с., скорость хода при этом составила 23,83 узла. Максимальный запас угля - 1250 т. По отзывам современников, качество изготовления механизмов крейсера было очень высоким; их надежность подтвердилась в ходе русско-японской войны.

После завершения испытаний крейсер 1-го ранга «Аскольд» перешел с Балтики на Дальний Восток. В годы русско-японской войны он входил в состав порт-артурской эскадры, был одним из наиболее активно действующих ее кораблей. В ходе сражения в Желтом море 10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 года на крейсере держал флаг контр-адмирал Н. К. Рейценштейн. «Аскольд» с боем прорвался мимо вражеских крейсеров, но из-за полученных повреждений вынужден был зайти в Шанхай, где его интернировали до конца войны.В 1906-1914 годах«Аскольд»был флагманом Сибирской военной флотилии. С началом Первой мировой войны крейсер вместе с союзниками по Антанте участвовал в поисках германской эскадры адмирала фон Шпее. В ноябре 1914 года перешел на Средиземное море и действовал против Турции. Одна из самых ярких страниц биографии крейсера - его участие в Дарданелльской операции. «Аскольд» входил в состав 6-й эскадры союзного флота. Он вел обстрел турецких береговых позиций; всего за 1915 год крейсер выпустил по неприятелю 4183 снаряда!После ремонта во Франции «Аскольд» в июне 1917 года прибыл в Мурманск и вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В следующем году разукомплектованный крейсер был захвачен интервентами. Англичане переименовали его в «Глори IV».В Архангельске бывший «Аскольд» использовался в качестве плавучей казармы, а затем его увели в Шотландию. В 1922 году крейсер был возвращен Советской России, но в строй уже не вводился, а был продан на слом в Германию.