Корветы типа «Бодицея»


Заложенный в 1866 году железный фрегат «Инконстант» водоизмещением 5780 т стал британским ответом на постройку для американского флота быстроходных крейсеров типа «Вампаноаг». Контролер Адмиралтейства вице-ад-мирал Спенсер Робинсон понимал, что столь дорогие корабли невозможно строить в достаточных количествах, поэтому потребовал от главного конструктора флота Э. Рида создать железный корвет меньшего водоизмещения, не сильно уступающий по скорости, дальности плавания и огневой мощи. Таким образом, дальнейшее развитие кораблей данного класса шло по двум направлениям: большие фрегаты (6250-тонный «Шах» заложен в 1870 г. и 5200-тонный «Рэйли» - в 1871 г.) и меньшие по размерам корветы (3080-тонные «Волидж» и «Эк-тив» заложены в 1867 г., 3460-тонный «Ровер» - в 1872 г.) Однако последние стоили около 130 тысяч фунтов стерлингов -сумму все еще слишком значительную.


Железо оставалось сравнительно дорогим материалом, поэтому созданная Адмиралтейством в 1871 году комиссия постановила, чтобы железные корпуса использовались только для кораблей водоизмещением более 3000 тонн. В итоге, следующая серия из пяти винтовых корветов, спроектированная новым главным конструктором флота Натаниэлем Барнаби (1829-1915), стала возвращением к классическим формам и материалам. «Аметист», «Даймонд», «Энкаунтер», «Модест» и «Сапфир» строились из дерева, имели водоизмещение 1970 т и вооружались четырнадцатью 64-фнт нарезными дульнозарядными орудиями. Их отличительной особенностью стала практически одинаковая скорость как под парусами, так и под парами -порядка 12,5-13 узлов.Размеры будущих фрегатов также требовалось уменьшить, поэтому разработка их проекта, по сути, свелась для Барнаби к поиску компромисса между «Ин-константом» и «Волиджем». Взяв за основу «Ровер», он увеличил его ширину на 2 фута и придал более полные обводы оконечностям для улучшения остойчивости и мореходности. Вняв совету своего прежнего шефа, Барнаби предусмотрел для новых кораблей закрытую батарейную палубу. Это обстоятельство вносит некоторую путаницу в классификацию - их называли то фрегатами, то корветами с закрытой батареей, а после введения новой классификации в 1887 г. - крейсерами 2-го класса. Проектное водоизмещение достигло 4140 тонн, что формально позволяло делать их железными. Как следствие, возросла стоимость, что сказалось на количестве - было построено всего три единицы.

Корветы, получившие названия «Бодицея», «Баккант» и «Юриалес», были заложены в течение 1873 года на казенных верфях и вошли в строй в 1878-1879 гг. Они стали последними железными кораблями, построенными для Королевского флота. В 1878 году казенной верфи в Портсмуте был выдан заказ на четвертый корвет - «Хайфлайер» («Highflyer»), но в следующем году его отменили.Конструкция корпуса корветов типа «Бодицея» в целом повторяла предыдущие железные крейсера. Двойное дно или бортовые продольные переборки отсутствовали, десять водонепроницаемых переборок поднимались только до уровня главной палубы. Толщина обшивки варьировалась от 11,1 до 22,2 мм. Корпуса обшивались двумя слоями тикового дерева. «Бодицея» имела двойную деревянную обшивку по всему корпусу, а в подводной части обшивалась медными листами. На «Бакканте» и «Юри-алесе» второй слой опускался всего на несколько футов ниже ватерлинии, а далее до киля имелся только один слой дерева, поверх которого «Юриалес» обшивался медью, а «Баккант» -цинком. При этом сама деревянная обшивка в подводной части на них была заметно толще, что объясняет, почему эти корабли имели ширину на 6 дюймов больше «Бодицеи».

«Бодицея» имела классическую для парусных кораблей форму носовой оконечности - с княвдигедом, носовой фигурой и жестко закрепленным бушпритом. У «Бакканта» и «Юри-алеса» форштевень был вертикальным («абердинский нос»), а бушприт - выдвижным. Площадь миделя у двух последних составляла 68,82 м2. Все три корвета имели полубак и полуют с амбразурами для погонных и ретирадных пушек, а также скошенную наружу корму почти квадратной формы, ниже плавно опускавшуюся к ватерлинии. Высота надводного борта на миделе достигала 4,34 м, а орудийные порты батарейной палубы находились в 2,66 м над уровнем ватерлинии. Вес пустого корпуса этих корветов составлял около 1910 т. Как и все корабли водоизмещением менее 5000 тонн, они имели только ручной привод шпилей и руля, но стали последними кораблями, у которых якорные клюзы находились на главной палубе.Корветы оказались крупнейшими на момент вступления в строй кораблями, оснащенными паровыми машинами системы «компаунд». Для «Бодицеи» и «Бакканта» их изготовила фирма «Ренни», для «Юриалеса» - «Рэйвенхилл энд Солкелд» (по другим данным - «Истон энд Андерсон»), Все машины были возвратного типа с соединительным шатуном, имели один цилиндр высокого и два - низкого давления и рассчитывались на индикаторную мощность 5250 л.с. Диаметр цилиндров высокого давления - 1854 мм, низкого давления - 2362 мм, ход поршня 1219 мм. Корабли оборудовались двумя конденсаторами поверхностного типа. Десять цилиндрических котлов располагались в двух котельных отделениях и обеспечивали давление 70 фунтов на кв. дюйм (4,9 атм.). Их дымоходы выводились в две дымовые трубы телескопического типа. Корабли оборудовались двухлопастным винтом Гриффита диаметром 6,4 м, который мог подниматься при помощи железной балки.

Нормальный запас угля составлял 400 т, полный - 570 т (550 т на «Юриалесе»), Это должно было обеспечить дальность плавания 4000 миль 10-узловым ходом, но на практике она варьировалась от 2080 («Юриалес») до 4070 («Баккант») миль. Полным ходом под парами корветы могли идти в течение 4 дней. На ходовых испытаниях самым быстрым оказался «Баккант», развивший под парами более 15 узлов.Под парусами корветы оказались не слишком хорошими ходоками, однако это сочли допустимым ввиду возросшей эффективности их машин. Все три имели парусное вооружение корабля, общая площадь парусов достигала 3563 м2. Лучшие результаты скорости под парусами составляли: «Бодицея» -11 уз, «Баккант» - 11,5 уз, «Юриалес» - 9,5 уз.Маневренные качества характеризуются следующими величинами (замеры для корвета «Баккант» во время испытаний в июле 1879 г.): диаметр циркуляции в правую сторону -628 м, время циркуляции - 5 мин. 46 сек.; соответственно в левую сторону - 670 м и 7 мин. 23 сек. При этом на руле стояло 12 человек!Экипаж корветов включал 375 (по другим данным - 350) офицеров и матросов. Позже, в результате модернизаций, он увеличился до 420 человек. Корабли имели прекрасные для своего времени условия обитаемости; спальные места для всей команды располагались на главной палубе, были светлыми и хорошо вентилировались. Часть офицерских кают располагалась на главной палубе под полуютом, а остальные - на нижней палубе позади кормовой переборки машинного отделения.

Главный калибр состоял из четырнадцати 7-дюймовых (178-мм) 4,5-тонных нарезных дульнозарядных орудий. Двенадцать из них стояли на главной палубе в закрытой батарее (по шесть на борт), а еще два располагались на верхней палубе под полубаком и полуютом и могли перемещаться по направляющим на любой из бортов. На «Бодицее» и «Юриалесе» имелось по две 64-фунтовых (160-мм) нарезных дульнозарядных пушки на колесных лафетах, которые стояли на верхней палубе и могли вести огонь через любые из шести имеющихся там орудийных портов. На «Бакканте» они отсутствовали, однако имелось два торпедных аппарата.В середине 1880-х гг. намечалось полное перевооружение кораблей, в результате которого они должны были получить по дюжине 6- и 5-дюймовых казнозарядных орудий, однако в действительности их удалось перевооружить лишь частично.На «Бакканте» в 1882-1885 гг. четыре 7-дюймовых орудия заменили таким же количеством 6-дюймовых (152-мм) нарезных казнозарядных Mk.ll, дополнительно установили восемь легких пушек малого калибра, восемь многоствольных картеч-ниц, сохранив оба торпедных аппарата.Между 1885 и 1888 гг. на «Бодицее» и «Юриалесе» два 7-дюймовых орудия заменили парой 152-мм казнозарядных Mk.ll, дополнительно установив соответственно шесть и семь пушек малого калибра, восемь и одиннадцать картечниц, а также по два торпедных аппарата.Во время своей последней кампании «Бодицея» несла пару прожекторов на крыльях мостика. В конце службы в ее трюме разместили дополнительный балласт, что увеличило осадку примерно на 6 дюймов (15 см).