Эскадренный миноносец типа «Современный»


Эскадренные миноносцы типа «Современный» (проект 956) до окончания холодной войны несли боевую службу на различных морских театрах в составе ВМФ СССР и России.Возобновившееся в СССР после Второй мировой войны производство эскадренных миноносцев продолжалось недолго. После выпуска самой большой в истории отечественного флота (70 единиц) серии эсминцев проекта 30-бис в середине 1950-х годов в строй начали вступать суда типа «Спокойный» проекта 56 -последние классические эсминцы с артиллерийско-торпедным вооружением. Однако строительство серии вскоре завершилось. Последние эсминцы проекта 56 заканчивали уже как большие противолодочные (ВПК) и большие ракетные корабли (БРК). После этого почти 20 лет корабли класса эскадренных миноносцев в СССР не строили. Да и вообще к 70-м годам XX века этот класс боевых кораблей потерял свои отличительные черты: эсминцы превратились в универсальные эскортные корабли, способные решать широкий круг задач, включая противолодочную и противовоздушную оборону (ПЛО и ПВО) авианосных соединений и корабельных ударных групп.


Первоначально совсем не укладывался в рамки своего класса и будущий корабль проекта 956. Он создавался в соответствии с тактико-техническим заданием как корабль огневой поддержки десанта и получил необычайно мощное по меркам 1970-х годов артиллерийское вооружение. Проект разрабатывался в ленинградском Северном ПКБ (главный конструктор -И. И. Рубис, ведущий конструктор -В. А. Коноплев). Работа над проектом началась с анализа 13 вариантов состава вооружения и выбора типа энергетической установки будущего корабля огневой поддержки десанта. Впрочем, в этом статусе судно пробыло недолго, вскоре его назначение кардинально изменилось.На такое решение сильно повлияла информация о разработке в США проекта многоцелевого эсминца типа «Спрюэнс». Изменение назначения сопровождалось переклассификацией судна из корабля огневой поддержки десанта в эскадренный миноносец. Основной его задачей теперь стала борьба с авианосцами и их эскортом.

В результате, как это ни парадоксально, в конце XX века по концепции тактического применения эсминец типа «Современный» мог считаться типичным эсмин-цем-истребителем, разумеется, на новом техническом уровне. Для атак вражеских кораблей вместо торпед он получил противокорабельные ракеты. Причем эта концепция существенно отличалась от принятой на Западе. Дело в том, что в отличие от многоцелевых «спрюэнсов» советский проект 956 был специализированным ударным кораблем. Из-за перегруженности ударным вооружением (например, масса двух артустановок АК-130 с системой подачи боезапаса составила около 300 т) на «Современном» не осталось места для эффективных средств ПЛО. Они ограничились двумя спаренными торпедными аппаратами и двумя реактивными бомбометами. Не удалось разместить на корабле и мощную гидроакустическую станцию «Полином». Но ударное ракетное оружие было самым современным. «Москит» стала первой в мире сверхзвуковой противокорабельной ракетой, фактически неузвимой для ПВО. Одновременно с проектом 956 руководство ВМФ СССР решило строить серию судов проекта 1155 (типа «Удалой»), аналогичных по водоизмещению БРК.

Эскадренные миноносцы выпускали на Судостроительном заводе № 190 им. А. А. Жданова (Северная верфь) с 1975 по 1992 год включительно для ВМФ СССР. Запланированное к постройке число кораблей серии в 1976 году было сокращено с 50 до 32, а в 1988-м было решено ограничиться 20 кораблями. Последние эсминцы типа «Современный» достраивали уже для ВМФ России. После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей была прекращена из-за отсутствия финансирования. Три заложенных, но недостроенных корабля были утилизированы на предприятии ОАО «Северная верфь» в 1995 году. В 1997-2000 годах два корпуса были закончены по проекту 956Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая, еще два корабля в 2000-х годах были построены для Китая по модернизированному проекту 956ЭМ.