Современные реактивные системы залпового огня




В годы Великой Отечественной войны в нашей стране был создан целый ряд реактивных минометов - БМ-13 «Катюша», БМ-8-36, БМ-8-24, БМ-13-Н, БМ-31-12, БМ-13 СН. После окончания Великой Отечественной войны работы в Советском Союзе над реактивными системами активно продолжались и в 1950-х годах.Достойным наследником реактивного миномета БМ-13 «Катюша», занявшего свое почетное место в музеях, стала советская система второгопослевоенного поколения - полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ-21 «Град», предназначенная для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной и легкобронированной техники в районах сосредоточения; для уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей противника в ходе боевых действий, для разрушения командных пунктов, узлов связи, укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника, а также для решения других задач в различных условиях боевой обстановки, в том числе - разрушения объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении до 20 км.

К середине 1950-х годов на вооружении Советской армии состояла реактивная система залпового огня БМ-14-16 с шестнадцатью 140-мм турбореактивными вращающимися снарядами, однако военных не устраивала дальность стрельбы этих РСЗО, ограниченная всего 9,8 км. Советские Вооруженные силы нуждалась в новой,более мощной дивизионной системе залпового огня, предназначавшейся для поражения живой силы и небронированной техники в ближайшей тактической глубине обороны противника. Поэтому уже в 1957 году Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) объявляет конкурс на разработку нового образца реактивной артиллерии с возможностью уничтожения целей на дальностях до 20 ООО метров от места пуска.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 23 сентября 1958 года в г. Свердловске Специальное конструкторское бюро № 203 - головная организация по разработке пусковых установок для реактивных снарядов - приступило к опытно-конструкторским работам по разработке проекта новой боевой машины 2 Б5. На новой боевой машине предполагалось смонтировать пакет из 30 направляющих для реактивных снарядов. Эта система залпового огня первоначально проектировалась под неуправляемые реактивные снаряды Р-115 типа «Стриж» («Ворон»), Однако из-за особенностей их конструкции и ограничений, накладываемых железнодорожными габаритами, на новой боевой машине можно было смонтировать всего от 12 до 16 направляющих. Поэтому главный конструктор СКБ-203 А. И. Яскин принимает решение о переделке реактивного снаряда. Для уменьшения его габаритов и увеличения числа направляющих планировалось выполнить хвостовые стабилизаторы складными. Эту работу поручили конструктору В. В. Ватолину, который ранее активно участвовал в создании РСЗО БМ-14-16. Он предложил вписать стабилизаторы в габарит снаряда, выполнив их не просто складными, но и изогнутыми по цилиндрической поверхности, что позволяло использовать пусковые направляющие трубчатого типа, как в РСЗО БМ-14-16. Эскизная проработка боевой машины с новым вариантом ракеты показала, что в этом случае проект удовлетворяет всем требованиям ИЗ и на боевой машине можно смонтировать пакет из 30 направляющих.

В феврале 1959 года Госкомитет по оборонной технике выдвинул «Тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу «Дивизионная полевая реактивная система «Град», и уже вскоре головным исполнителем по этой теме был назначен тульский НИИ-147 (впоследствии ГНПП «Сплав»), под руководством А. Н. Ганичева занимавшийся созданием новых артиллерийских боеприпасов, в том числе и реактивных снарядов. В ходе предварительной эскизной проработки конструкторы НИИ-147 также установили, что выбранный калибр 122-мм снаряда с пороховым двигателем позволяет наиболее близко подойти к выполнению тактико-технических требований по общему количеству снарядов на пусковой установке и достижению максимальной дальности стрельбы при заданном весе реактивного снаряда.

Уже к лету 1959 года конструкторы СКБ-203 разработали четыре варианта предэскизных проектов боевой машины 2 Б5. Все разработки велись для двух видов снарядов: для снаряда с раскрывающимися стабилизаторами и с жестким оперением.
Первоначально в качестве боевой машины для новой реактивной системы залпового огня рассматривались варианты на базе САУ СУ-100 П с 30 направляющими и грузового автомобиля ЯАЗ-214 с 60 направляющими. В конечном итоге в качестве основного шасси для боевой машины выбрали только что разработанный на Уральском автомобильном заводе в г. Миассе новый трехосный полноприводный грузовой автомобиль «Урал-375», наиболее удачно подходивший для данного типа боевых машин.А спустя уже несколько месяцев, осенью того же года, на полигоне Павлоградского СКБ-10 состоялись первые испытания новых реактивных снарядов с целью проверки прочности, дальности полета, фугасного и осколочного действия реактивных снарядов, кучности боя, стойкости снаряжения и отработки элементов направляющих пусковой установки. Для испытаний были представлены два варианта снаряда - с жестким оперением и с раскрывающимся оперением. Все работы по предварительной эскизной проработке позволили создать существенный конструкторский задел для проектирования новой системы залпового огня.Вскоре эти работы вышли на качественно новый уровень.

30 мая 1960 года в соответствии с постановлением Совета министров СССР отечественная оборонная промышленность должна была создать новую полевую дивизионную реактивную систему залпового огня «Град», предназначенную для замены РСЗО БМ-14. Конструкторы, принявшие участие в опытно-конструкторской работе «Полевая реактивная система «Град», должны были создать простой в изготовлении и использовании комплекс, не уступавший зарубежным аналогам по своим техническим характеристикам. Общее руководство всеми проектно-конструкторскими работами осуществлял талантливый инженер - главный конструктор НИИ-147 Александр Никитович Ганичев, а разработкой пусковой установки продолжал руководить главный конструктор СКБ-203 А. И. Яскин. Теперь работой по созданию РСЗО «Град» занимался в кооперации еще целый ряд пред-приятий-разработчиков: разработку неуправляемого реактивного снаряда вели коллективы НИИ-147 и смежных предприятий (НИИ-6 занималось твердотопливными зарядами, ГСКБ-47 - снаряжением боевых частей 122-мм неуправляемого реактивного снаряда), а над созданием подвижной пусковой установки 2 Б-5 продолжало трудиться СКБ-203.

Работа по созданию новой РСЗО оказалась сопряженной со многими проблемами. В первую очередь встал вопрос выбора аэродинамической схемы реактивного снаряда. Фактически работы по реактивному снаряду шли на конкурсной основе между НИИ-147 и НИИ-1, который предлагал модернизированный зенитный реактивный снаряд типа «Стриж». По результатам рассмотрения обоих предложений ГРАУ сочло лучшим снаряд НИИ-147, чье основное преимущество заключалось в более совершенной технологии изготовления корпусов реактивных снарядов. Если НИИ-1 предлагал производить их методом традиционной обработки резанием из стальной болванки, то в НИИ-147 предложили использовать для изготовления корпуса реактивных снарядов новый высокопроизводительный технологический метод горячего вытягивания из стальной листовой заготовки, как это осуществлялось при производстве гильз артиллерийских боеприпасов. Эта конструкция оказала революционное воздействие на все дальнейшее развитие систем реактивной артиллерии в данном калибре.В результате большого объема проведенных работ в НИИ-147 был создан неуправляемый 122-мм реактивный снаряд М-21 ОФ (с осколочно-фугасной головной частью с двухкамерным ракетным двигателем и блоком стабилизатора). Ракетный заряд, разработанный сотрудниками НИИ-6 (ныне это Государственный научный центр РФ ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт химии и механики»), содержал в каждой камере по одному одношашечному пороховому заряду из твердого топлива, но разных размеров. Масса двух зарядов составляла 20,45 кг.

Реактивный снаряд М-21 ОФ имел смешанную систему стабилизации, стабилизируясь в полете как складывающимися лопастями, так и вращением вокруг его продольной оси. Хотя вращение реактивного снаряда в полете после схода с направляющей происходило с небольшой скоростью, составлявшей всего несколько десятков оборотов в секунду, и не создавало достаточного гироскопического эффекта, оно компенсировало отклонение силы тяги двигателя, исключая, таким образом, важнейшую причину рассеивания реактивных снарядов. В 122-мм реактивном снаряде «Град» впервые было использовано раскрываемое при сходе снаряда из направляющей оперение из четырех изогнутых лопастей, в сложенном положении закрепленных специальным кольцом и плотно прилегающих к цилиндрической поверхности хвостового отсека, не выходя за габариты снаряда. В результате конструкторам НИИ-147 удалось создать достаточно компактный реактивный снаряд, хорошо вписывающийся в трубчатую пусковую направляющую. Начальное вращение придавалось за счет движения снаряда в направляющей, имеющей спиральный направляющий П-образный паз.

Вращение снаряда в полете по траектории поддерживалось с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, фиксирующихся под углом 1 градус к продольной оси снаряда. Подобная система стабилизации оказалась близкой к оптимальной. Таким образом, конструкторскому коллективу под руководством А. Н. Ганичева удалось, при большом удлинении оперенного реактивного снаряда по поперечным габаритам, в сочетании с мощным двигателем, не выйти за пределы его диаметра, чего ранее добивались только в конструкции турбореактивных снарядов, и в то же время достичь заданной дальности стрельбы - 20 километров. Кроме того, благодаря подобной конструкции стало возможным увеличить количество направляющих боевой машины, повысив мощность залпа, и сократить количество боевых машин, требуемых для поражения цели.

Фугасное действие нового реактивного снаряда было аналогично 152-мм артиллерийским осколочно-фугасным снарядам, в то время как осколков образовывалось гораздо больше.В качестве ходовой части для боевой машины 2 Б5 было окончательно выбрано шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-375 Д». Этот трехосный полноприводной грузовик оснащался 180-сильным карбюраторным бензиновым двигателем. В конце 1960 года в СКБ-203 доставили один из первых опытных образцов шасси «Урал-375», еще с брезентовым верхом кабины, а уже в январе 1961 года свет увидел первый макетный образец РСЗО. Для упрощения конструкции пусковой установки направляющие получили трубчатую форму, причем в первоначальном варианте штатное положение пакета направляющих для стрельбы было выбрано поперек продольной оси автомобиля. Однако уже первые испытательные пуски реактивных снарядов выявили полную непригодность подобной схемы не только из-за сильного раскачивания платформы во время стрельбы, но и снижения точности самой стрельбы. Поэтому наряду с поворотом направляющих конструкторам пришлось существенно усилить подвеску и принять меры для стабилизации кузова. Теперь стрельба (как одиночными снарядами, так и залпом) стала возможна не только строго по продольной оси автомобиля, но и под острым углом к ней.

Две опытные установки БМ-21 «Град» прошли заводские испытания в конце 1961 года. С 1 марта по 1 мая 1962 года на Ржевском артиллерийском полигоне в Ленинградском военном округе прошли государственные полигонно-войсковые испытания дивизионной полевой реактивной системы «Град». На них планировалось произвести 663 выстрела реактивными снарядами и совершить пробег боевых машин на дальность 10000 км. Однако опытная машина 2 Б5 прошла всего лишь 3380 км, после чего у нее произошла поломка лонжерона шасси. После монтажа артиллерийской части на новом шасси испытания были продолжены, но поломкипродолжали преследовать эту систему. Вновь выявились прогибы заднего и среднего мостов, произошел изгиб карданного вала от соударения об ось балансира и т. п. В результате чего специалистам Уральского автомобильного завода пришлось заняться коренным улучшением своего шасси. Были проведены работы по улучшению задних мостов и применению для изготовления лонжеронов рамы легированного проката. Около года ушло на устранение выявленных недостатков и более тщательную доводку комплекса.

28 марта 1963 года реактивная система залпового огня «Град» поступила на вооружение отдельных реактивных артиллерийских дивизионов мотострелковых и танковых дивизий Советской армии. С принятием на вооружение системы «Град» в артиллерийских полках всех дивизий вводился отдельный дивизион РСЗО, как правило, в составе 18 боевых машин БМ-21.Многозарядность этих реактивных систем, имеющих малогабаритные и простые по устройству пусковые установки, определила возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект воздействия на противника. Боевые машины БМ-21 «Град», будучи высокомобильными, оказались способными в считанные минуты после прибытия на позицию открыть огонь и сразу же покинуть ее, уйдя от ответного огня.Ряд элементов конструкции и крепления артиллерийской части БМ-21 стали впоследствии унифицированными для сборок артиллерийских частей боевой машины 9 П125 РСЗО «Град-В» и боевой машины 9 П140 РСЗО «Ураган».Серийное производство реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град» было развернуто в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина, а 122-мм неуправляемых реактивных снарядов М-21 ОФ - на заводе № 176 в Туле.

Уже 7 ноября 1964 года на военном параде на Красной площади в Москве прошли две первые серийные боевые машины «Град» БМ-21, собранные в Перми. Однако они еще были некомплектными - у них отсутствовали электроприводы артиллерийской части. И только с 1965 года система «Град» стала поступать в войска в массовых количествах. К этому времени на автомобильном заводе в Миассе было развернуто серийное производство грузовых автомобилей «Урал-375 Д» для боевой машины БМ-21 . Со временем боевая машина БМ-21 была значительно усовершенствована, а номенклатура реактивных снарядов к ней существенно расширена. Производство реактивной системы залпового огня 9 К51 «Град» продолжалось советской оборонной промышленностью в крупных масштабах вплоть до 1988 года. За это время только в Советскую армию было поставлено 6536 боевых машин, а на экспорт изготовлено еще не менее 646 машин. К началу 1994 года в Вооруженных силах Российской Федерации находилось на вооружении 4500 РСЗО БМ-21, а в 1995 году, т. е. уже через несколько лет после завершения серийного производства, еще более 2000 боевых машин БМ-21 «Град» использовались в более чем 60 странах мира. За это же время для РСЗО «Град» было изготовлено более 3000000 различных 122-мм неуправляемых реактивных снарядов. И в настоящее время РСЗО БМ-21 продолжает оставаться самой массовой боевой машиной данного класса.Боевая машина БМ-21 «Град» позволяет вести стрельбу из кабины без подготовки огневой позиции, что обеспечивает возможность быстрого открытия огня. РСЗО БМ-21 обладает высокими динамическими качествами и проходимостью, что позволяет ее эффективно использовать совместно с бронетанковой техникой на марше и на переднем крае в ходе боевых действий.

Пусковая установка, обладая высокой проходимостью, может достаточно легко преодолевать тяжелые условия бездорожья, крутые спуски и подъемы, а при движении по дорогам с твердым покрытием - развивать скорость до 75 км/час. Кроме того, боевая машина БМ-21 также способна преодолевать водные преграды без предварительной подготовки с глубиной брода - до 1,5 метра. Благодаря этому подразделения реактивной артиллерии могут, в зависимости от обстановки, перебрасываться с одной позиции на другую и внезапно поражать противника. Залп одной боевой машины БМ-21 обеспечивает площади поражения живой силы - примерно 1000 квадратных метров, а небронированной техники - 840 квадратных метров.Расчет боевой машины БМ-21 состоит из 6 человек и включает в себя: командира; 1-го номера расчета - наводчика; 2-го номера - установщика взрывателя; 3-го номера - заряжающего (радиотелефониста); 4-го номера - водителя транспортной машины - заряжающего; 5-го номера - водителя боевой машины - заряжающего.Продолжительность полного залпа составляет 20 секунд. Благодаря последовательному сходу снарядов с направляющих раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до минимума. Время перевода боевой машины БМ-21 «Град» из походного положения в боевое не превышает 3,5 минуты.Перезаряжание направляющих производится вручную. Заряжание каждой трубы в пакете направляющих БМ-21 с транспортной машины производится расчетом не менее 2 человек, а заряжание с земли - расчетом не менее 3 человек.

Высокие динамические качества и проходимость позволяют эффективно использовать комплекс «Град» совместно с бронетанковой техникой как на марше, так и на передовых позициях во время проведения боевых операций. Реактивная система залпового огня 9 К51 «Град» не только является одной из самых эффективных систем залпового огня, но и сама стала базовой для ряда других отечественных систем, созданных в интересах различных родов войск.Система БМ-21 постоянно модернизируется - на сегодняшний день существует несколько модификаций боевых частей и реактивных снарядов к ним.БМ-21 В «Град-В» (9 К54) - полевая авиа-десантируемая реактивная система залпового огня для воздушно-десантных войск с 12-ю направляющими, смонтированными на шасси автомобиля ГАЗ-66 В. В ее конструкции учитывались специфические требования, предъявляемые к боевой технике воздушно-десантных войск: повышенная надежность, компактность и малая масса. За счет использования более легкого шасси и сокращения количества направляющих с 40 до 12 штук массу этой боевой машины удалось снизить более чем в два раза - до 6 тонн в боевом положении, чем была достигнута ее авиатранспортабельность на самых массовых военно-транспортных самолетах ВВС СССР - Ан-12, а в дальнейшем и на Ил-76.

Впоследствии на базе бронетранспортера БТР-Д для воздушно-десантных войск был разработан еще один авиадесантируемый комплекс реактивной системы залпового огня «Град-ВД», представлявший собой гусеничный вариант системы «Град-В». Он включал с себя боевую машину БМ-21 ВД со смонтированным пакетом из 12 направляющих и транспортно-заряжаю-щую машину.БМ-21 «Град-1» (9 К55) - 36-ствольная реактивная система залпового огня. РСЗО «Град-1» была принята в 1976 году на вооружение артиллерийских подразделений мотострелковых полков Советской армии и полков морской пехоты ВМФ и предназначалась для поражения живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей непосредственно на переднем крае фронта. Исходя из меньших ширины фронта и глубины боевых действий полка,по сравнению с дивизией, максимальную дальность этой системы сочли возможным уменьшить до 15км.

Предполагавшаяся как более массовая, в сравнении с исходным вариантом, боевая машина 9 П138 системы «Град-1»была разработана на базе более дешевого и массового шасси грузового автомобиля высокой проходимости ЗиЛ-131 и артиллерийской части реактивной системы «Град». В отличие от РСЗО БМ-21 пакет направляющих боевой машины 9 П138 состоял не из 40, а из 36 направляющих, расположенных в четыре ряда (два верхних ряда имели по 10 направляющих, а два нижних - по 8). Новая конструкция пакета из 36 направляющих позволила снизить вес боевой машины «Град-1» почти на четверть (по сравнению с БМ-21) - до 10,425 тонны. Площадь поражения залпом реактивных снарядов составляла: для живой силы - 2,06 га, для техники - 3,6 га.