Гаубица ХМ1203 NLOS-C


Разработка перспективной гаубицы Crusader  с самого начала предусматривала стрельбу модульными пороховыми зарядами и установку лазерной системы воспламенения порохового заряда. Лазер генерировал единичный энергетический импульс величиной в 10 Дж и продолжительностью 5 мс. Количество импульсов варьировалось в зависимости от условий стрельбы. Диаметр пучка на выходе лазера составлял приблизительно 5 мм. В процессе разработки из опытных образцов Crusader с применением ЛСВ было сделано 14000 выстрелов. Окно в затворе выдерживало более 1000 выстрелов на полном заряде, а сама система выдерживала более 3000 выстрелов. После закрытия программы Crusader в 2002 г. её лазерная система воспламенения менее чем за 10 месяцев была адаптирована для новой перспективной 155-мм гаубицы ХМ1203 NLOS-C, на которой получила своё дальнейшее развитие .



 

Гаубица ХМ1203 NLOS-C  разрабатывалась в рамках программы «Боевая система будущего» (Future Combat System — FCS). Проект самоходной артиллерийской установки NLOS-C был самой продвинутой частью программы FCS до момента её закрытия, касающейся разработок наземных машин с экипажем. Гаубица вобрала в себя все самые последние достижения в области создания самоходных артиллерийских установок и отличается большим количеством нововведений. Среди них: применение элементов технологии «Стеле»; гибридная дизель-электрическая силовая установка; система слежения за полётом снаряда; автомат заряжания; способность реализовать схему стрельбы «множественный одновременный удар», то есть одновременный приход к одной цели сразу шесть снарядов; использование модульных метательных зарядов MACS; лазерная система воспламенения порохового заряда .Лазерный блок и генератор лазерных импульсов, специально разработанные для NLOS-C корпорацией Kigre, могут обеспечить темп стрельбы 15 выстр/мин. Лазерный блок воспламенения так же, как и у гаубицы Crusader, размещается на поршне затвора (рис. 14). В лазерной системе воспламенения гаубицы NLOS-C твёрдотельное рабочее тело «накачивается» излучением нескольких полупроводниковых лазерных диодов. Для очистки поверхности лазерного окна в затворе от нагара применяется впрыск 5 см3 полиэтилен-гликоля после открытия затвора.

Так как в ходе испытаний ЛСВ на гаубице NLOS-C выявилась нестабильность работы системы под воздействием ударных и вибрационных нагрузок, к разработке ЛСВ при влекли Национальную лабораторию Sandia в Калифорнии, специализирующуюся, в том числе, и на средствах защиты от ударных нагрузок. Sandia в сотрудничестве с BAE Systems и ARDEC предложила новую систему изоляции между лазером и затвором. На основе моделирования нагрузок и динамики физических процессов внутри системы лазерного воспламенения была разработана виброизоляция и внесены другие конструктивные изменения . Испытания показали, что виброизоляция, которая действует подобно фильтру, приводит к гораздо более низким уровням ударно-вибрационного воздействия.

К настоящему времени выпущено не менее восьми опытных образцов-прототипов NLOS-C Р1-Р8. Уже в 2008 г. начались полевые испытания первых шести прототипов в условиях, имитирующих боевые. В 2009 г. в связи с разразившимся экономическим кризисом и по ряду других причин, одна из которых отставание от графика работ по некоторым образцам, программа «Боевая система будущего» была закрыта. Несколько позже остановили и разработку гаубицы NLOS-C. На данном этапе развития своих Вооружённых сил Штаты вместо создания новой самоходной гаубицы пытаются подтянуть характеристики устаревшей гаубицы M109А6 Paladin, с момента разработки которой уже прошло более 60 лет, до современного уровня за счёт её глубокой модернизации. Усовершенствованное орудие получило название «Паладин с интегрированным управлением» (Paladin Integrated Management — PIM). Компания BAE Systems, как основной исполнитель программы модернизации гаубицы, пытается использовать в PIM технологии, которые были наработаны в период создания гаубиц Crusader и NLOS-C, включая установку автоматизированной системы заряжания и управления огнём. Впоследствии предполагается установить и лазерную систему воспламенения порохового заряда, которая, как отмечалось выше, была уже испытана на САУМ109А6 Paladin.