Конфликт кубинцев с армией США


Остров Гренада был открыт европейцами в ходе 3-й экспедиции X.Колумба, в 1498 году . Длительное время остров был собственностью испанских и французских монархов, а с XVIII века стал частью Британской колониальной империи. В последние два столетия основные доходы этого острова  курорта составляли туризм и, в меньшей степени, рыболовство и сельское хозяйство. В 1974 году Гренада, в числе прочих карибских колоний Англии, получила независимость. К власти на острове пришёл кабинет местных тред-юнионов. Первым премьер-министром нового островного государства стал эксцентричный сэр Эрик Гэйри (E.Gairy). Его «Народное правительство», по мнению ряда авторов, «причудливо сочетало крайнюю степень коррумпированности с политическими репрессиями местной полиции».

 

В марте 1979 года , в результате удачного переворота в лучших традициях «банановых республик», со стрельбой и некоторым кровопролитиемвласть захватили левые оппозиционеры марксистского толка, во главе с Морисом Бишопом (М.Bishop), создавшим «Независимое революционное правительство» (PRG-Provisional Revolution Government), руководимое «Партией новых ценностей» . Этими «новыми ценностями» были объявлены «благосостояние, просвещение, свобода». Как и все страны «третьего мира» Гренада испытывала серьёзные экономические трудности. Поэтому неудивительно, что М.Бишоп обратился за помощью к Кубе и другим странам соц.лагеря. Тем более, что его правительство декларировало свой антиамериканский курс гренадский вождь имел привычку публично обзывать США всякими нехорошим словами, вроде «регионального жандарма». Правда, при этом Бишоп продолжал поиски инвестиций и на Западе.

Так, именно на деньги ряда американских и британских компаний, собиравшихся подзаработать на расширении национального туристического сектора Гренады, в начале 80-х было начато строительство нового международного аэропорта на мысе Салинес (pt.Salines) с ВПП длиной 9000 футов (т.е более 3500 м), на юго-западной оконечности острова. Старый международный аэропорт Перл (Pearl airport), находившийся на северо-восточной оконечности острова, был построен ещё англичанами в 40-50-годы и давно не удовлетворял требованиям времени. Между тем, на дворе случилось очередное обострение «холодной войны», и строящийся аэропорт немедленно попал под пристальное внимание Пентагона и ЦРУ. Дело в том, что, хотя а/п Салинес строился на западные деньги и по западному проекту, М.Бишоп привлёк к работам кубинских строителей.

С экономической точки зрения это решение было более чем логично, поскольку своих специалистов подобного профиля на Гренаде не существовало «в принципе», а услуги кубинцев, во всех отношениях, обходились нищему государству дешевле, чем наём строительных рабочих в какой-нибудь из западных стран. Но американцы, по своей шизофренической привычке, сразу же приплели сюда политику и, в конечном итоге, строившие аэропорт кубинцы стали одним из поводов для вторжения войск янки на остров.

Умники из Лэнгли тут же стали считать строящийся аэропорт действующим (!) военным объектом, «представляющим угрозу для интересов США в регионе». Считалось, что аэропортом будут пользоваться (или уже пользуются) самолёты советской и кубинской ВТА, доставляющие кубинские военные грузы и подкрепления в Анголу, а также через а/п Салинес пойдёт военная помощь сандинистам в Никарагуа.При этом, американцы начисто забыли, что для снабжения кубинцев в Анголе в это время вместо старых «Британий» и Ил-18 уже использовались Ил-76 и Ил-62, долетавшие до Луанды без всяких промежуточных посадок. Кроме того, американцы заявили, что в Салине-се будет оборудован (или уже оборудован) «аэродром подскока» для самолётов советской Дальней авиации, в частности разведывательных Ту-95 и Ту-142.