Вертолет SA 330 «Алуэтт» IV


Впервые активно использовать вертолеты в боевых действиях Франция стала во время войны в Алжире (1954-1962). Но машины, выпускаемые для армии, казались генералам слишком большими. Как говорил один из ветеранов войны в Алжире: «Сбитый большой вертолет уносит с собой в могилу слишком много солдат».Конечно, маленький вертолет сложнее сбить, но он не может перевозить нужное количество бойцов.В результате французы решили создать среднюю машину, способную перевозить одно пехотное отделение. Эту задачу решила фирма «Зюд Авиасьон», разработаввертолет SA 330 «Алуэтт» IV, который получил название «Пума». На конструкцию этой машины большое влияние оказали американский вертолет S-61 и советский Ми-8. При создании SA 330 активную помощь французам оказали американцы из компании «Сикорский» и итальянцы из концерна ФИАТ. 15 апреля 1965 пода первый опытный экземпляр «Пумы» оторвался от земли. Всего было построено около 700 машин.В 1974 году руководство концерна «Аэро-спасьяль» («Зюд Авиасьон» вошла в объединение «Национальное промышленное авиационно-космическое общество», более известное как «Аэроспасьяль») приняло решение о глубокой модернизации вертолета.


Если «Пума» проектировалась в первую очередь как военный вертолет, то при разработке «Супер Пумы» учитывали и ее гражданское применение. В свое время в гражданском варианте было продано 130 «Пум», и от «Супер Пумы» ожидали не меньшего успеха. Первым полноценным образцом «Супер Пумы» стал AS 332 № 001 (539-я серийная «Пума»). Первый полет машина выполнила 13 сентября 1978 года. В одном из полетов вертолет достиг скорости 300 км/ч. Испытания продолжались до 17 июля 1980 года, пока машина не выполнила контролируемую «аварийную посадку», после чего летать она уже не смогла.Вторая «Супер Пума» получила заводской номер (№ 2001) как серийная машина. (Серийные номера «Пум» начинались с цифры 1, а «Супер Пум» - с цифры 2). В июле 1980 года машину отправили в Египет, где она прошла проверку в условиях жаркого климата. 14 октября 1981 года гражданская модель AS 332С получила сертификат летной годности по стандарту FAA (Federal Aviation Administration). По сравнению с «Пумой» у вертолета изменена носовая часть фюзеляжа для размещения в ней дополнительного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего возможность выполнения полетов в любое время суток и в сложных метеорологических условиях, установлены более мощные и экономичные двигатели.

Строились «Супер Пумы» и с удлиненным фюзеляжем. Первой «длинной» «Супер Пумой» стал четвертый серийный вертолет, собранный в конфигурации AS 332L. Первый полет 332L выполнил 10 октября 1980 года. Эта машина проходила
испытания в арктических условиях на территории Канады в Новой Шотландии. Удлиненный вариант был сертифицирован в 1983 году и быстро завоевал популярность. Всего гражданским заказчикам было поставлено около 70 таких вертолетов.С 1990 года все военные модификации вертолета «Супер Пума» стали именоваться «Кугар» и обозначаться не AS 332, a AS 532.В 1992 году сменилось название фирмы-производителя. «Аэроспасьяль» объединилась с немецким концерном «Мессершмит-Бельков-Блом», образовав консорциум «Еврокоптер», который, в свою очередь, стал частью европейского концерна EADS. Модификации, разработанные после образования «Еврокоптер», начали обозначаться уже не AS, а ЕС (ЕС 225 и ЕС 725).Военный вариант «короткой» модели,AS 332В, рассчитан на перевозку 21 десантника. Вертолет может быть оборудован тепловизионной системой обзора, метео-или поисковой РЛС, лебедкой, топливными баками увеличенной емкости и т. д. Модификация AS 332С является гражданским эквивалентом военного AS 332В и рассчитана на перевозку 15-17 пассажиров. Принципиальных различий между военным и гражданским вариантом нет. Так же, как и в случае с «Пумой» гражданские машины используют и в военных целях.

«Супер Пума» - дорогой вертолет. Чтобы сделать его дешевле и более конкурентоспособным, была разработана модификация AS 532UB «Кугар» 100. Снижение стоимости было достигнуто за счет сокращения набора оборудования, что обеспечивало полеты только в простых метеоусловиях. Кроме того, отказались от уборки шасси. «Кугар» 100 предлагался в четырех вариантах: двух «коротких» (AS 532UB и AS 532АВ) и двух «длинных» (AS 532UC и AS 532UL). Была создана и модификация AS 332F - вертолет палубного базирования. Он был предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными целями. В носовой части фюзеляжа устанавливалась РЛС кругового обзора OMERA ORB-32 ASD3600 или Tomcoh-CSF «Агрион». На каждом борту возможна подвеска одной ракеты ПКР AM 39 «Экзосет» или по одной противолодочной торпеде. В состав оборудования были включены сбрасываемые гидроакустические буи и принудительная система посадки на палубу корабля.«Супер Пумы» и «Кугары» широко поставлялись во многие страны мира. Пришлось им и повоевать. Французская армия в различных конфликтах за рубежом использует силы быстрого реагирования, ядром которых является 4-я аэромобильная дивизия. На ее вооружении и стоят «Кугары», которые активно применялись во время боевых действий в Афганистане и Ливии.