Транспортный вертолет Ми-26


Тяжелые вертолеты во всем мире строят только две страны. Это одна из немногих областей авиастроения, в которой Россия благодаря наследству СССР имеет неоспоримое превосходство над США.У СССР, с его огромными бездорожными пространствами, просто не было альтернативы, кроме как создавать все более и более мощные транспортные вертолеты, способные обеспечить перевозку военных грузов и личного состава.В 1960-е годы эти задачи с большим успехом выполнял выдающийся «тяжеловес» Ми-6. По требованию военных в 1960-х КБ Миля сделало еще один рывок, создав 4-двигательный 2-роторный вертолет поперечной схемы В-12. Этот колосс мог поднять любой западный вертолет вместе с грузом, но сложность эксплуатации и высокая стоимость стали причинами закрытия этого проекта. Однако потребность в вертолете, способном значительно превзойти по грузоподъемности заслуженный Ми-6, осталась. И в начале 1970-х годов ОКБ Миля приступило к проектированию новой тяжелой машины.

Экзотический В-12 имел поперечную схему, в общем-то совершенно чуждую «милев-цам», которые все свои предыдущие (и последующие, вплоть до настоящего момента)вертолеты строили по «классической» схеме с одним несущим винтом. К этой же привычной схеме вернулись при разработке будущего тяжеловеса. Основные трудности заключались в создании мощных турбовальных двигателей, способных «выдать» порядка 7500 кВт (в сумме такая пара обеспечивала вертолет необходимыми 15 000 кВт), и, что еще сложнее, огромного несущего винта. Сам по себе большой диаметр не был для ОКБ чем-то неизведанным: на Ми-6 он составлял 35 м, но для значительно выросшего взлетного веса было необходимо увеличить либо ометаемую площадь, либо число лопастей. Второй путь представлялся более реальным, и конструкторы приступили к созданию первого в мире 8-лопастного несущего винта. Вдобавок к этим проблемам потребовалось еще и спроектировать редуктор. Конструкторы под руководством М. Тищенко, сменившего М. Миля на посту генерального конструктора, блестяще справились со всеми задачами, и 14 декабря 1977 года шеф-пилот КБ Г. Карапетян поднял новую машину в воздух.

К этому времени на авиазаводе № 168 в Ростове уже готовились к производству преемника Ми-6. А вертолет тем временем прошел заводские испытания и с мая 1979 года попал в руки испытателей НИИ ВВС. В октябре 1980 года первый серийный Ми-26 покинул заводской цех, и вскоре вертолет начал поступать в строевые части.Помимо вертолетных полков авиации Сухопутных войск, Ми-26 достался и другим «авиаторам в погонах»: первыми в 1984 году прошли боевое крещение машины авиации погранвойск в Афганистане. Прошло всего несколько лет, и Ми-26, как и многим другим военным винтокрылам, выпал несчастливый случай продемонстрировать свои возможности: в мае 1986 года началась ликвидация последствий взрыва реактора Чернобыльской АЭС. Почти сразу после завершения этой «грязной» работы (многие вертолеты, включая Ми-26, оказалось невозможным дезактивировать) начались межнациональные конфликты в распадающемся СССР.

Участие Ми-26 в боевых действиях ограничивалось, естественно, только перевозками грузов и личного состава. И если вертолет попадал под огонь противника, потери были соответствующими его размерам. Во время конфликта в Нагорном Карабахе местные вертолетные части вывозили беженцев и доставляли продовольствие в блокированные районы.
3 марта 1992 года перевозивший 50 мирных жителей Ми-26 был сбит ракетой ПЗРК, погибли 12 человек. Не остались Ми-26 в стороне и от двух чеченских войн. 19 августа 2002 года невероятно перегруженный (более 140 человек, не считая экипажа) Ми-26 был сбит ПЗРК в Ханкале. И хотя экипаж сумел аварийно посадить вертолет, он попал на минное поле - в результате погибли 127 человек. В настоящее время Ми-26 служит в составе авиации всех силовых структур России - Минобороны (ВВС), погранвойск, МВД и МЧС. В 1990-х годах выпуск Ми-26 для Вооруженных сил России почти прекратился.Производство и развитие гиганта поддерживалось за счет гражданских заказов и поставок на экспорт. Помимо России, Украины, Беларуси, Узбекистана и Казахстана, получивших свои вертолеты по наследству от советской авиации, за прошедшее время обладателями военных Ми-26 стали Индия, Камбоджа, КНДР, Перу, Венесуэла и Мексика.В последние годы ВВС России возобновили закупки военной техники, в т. ч. Ми-26, и в планах постройка более 20 этих вертолетов. Помимо наиболее массовой модификации Ми-26, для военных были созданы и специализированные варианты: постановщик помех Ми-26ПП (только опытный образец), топливозаправщик авто- и бронетехники Ми-26ТЗ (объем перевозимых ГСМ более 15 тыс. л) и Ми-27 - воздушный командный пункт (переоборудовано 2, оба списаны).К настоящему времени выпущено более 300 Ми-26 всех модификаций (включая гражданские). Выпуск продолжается, и в ближайшие годы возможно появление новых вариантов вертолета.