Транспортный самолет Ан-22


Ан-22 - единственный в мире самолет, который способен с тяжелым грузом взлетать с грунтовых взлетно-посадочных полос и совершать на них посадку. Назван в честь непобедимого великана из греческой мифологии - Антея.Вначале 1960-х годов в ОКБ О. К. Антонова начались работы над проектом самолета Ан-22 (в то время «изделие 100»), Возглавил их заместитель главного конструктора А. Я. Белолипецкий. Грузовая кабина проектировалась с учетом всей имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т. По диаметру фюзеляжа -6м- новая машина должна была стать самым «толстым» самолетом в мире. В качестве силовой установки был выбран мощный турбовинтовой двигатель НК-12МВ с винтами АВ-90 диаметром 6,2 м. Для эксплуатации самолета с грунтовых аэродромов была выбрана конструкция шасси с тремя самостоятельными колесными тележками с каждого борта, имеющими в общей сложности 12 колес большого диаметра с пневматиками низкого давления.Машина была подготовлена к летным испытаниям в конце 1964 года. 27 февраля 1965 года экипаж летчика-испытателя Ю. В. Курилина впервые поднял Ан-22 в небо.Первый серийный Ан-22 был построен на Ташкентском авиазаводе в 1966 году. Серийное производство самолета продолжалось до 1975 года. За это время было выпущено более 60 «Антеев».В феврале 1967 года приказом Главкома ВВС в составе 229-го военно-транспортно-го авиаполка (ВТАП) была сформирована 5-я эскадрилья, которая с января 1969 года начала вооружаться самолетами Ан-22.В 1970 году на базе этой эскадрильи была сформирована новая часть - 81-го ВТАП.

В конце 1972 года был образован 566-й ВТАП. В 1975 году «Антеями» был укомплектован третий авиаполк - 8-й ВТАП. Эти части вошли в состав 12-й Краснознаменной военно-транспортной авиадивизии (ВТАД), авиапарк которой насчитывал 63 самолета. В марте 1970 года Ан-22 впервые участвовали в крупных войсковых учениях «Двина», проводившихся на территории Белорусского военного округа.В этом же году «Антеи» доставили гуманитарную помощь народу Перу, пострадавшему от землетрясения: оборудование полевого госпиталя, звено вертолетов Ми-8 и другие грузы общим весом свыше 350 т.В марте 1971 года на Ан-22 в Египет прибыли 2 МиГ-25Р и 2 МиГ-25РБ.В ходе Арабо-израильской войны (1973) из СССР на Ближний Восток частями ВТА (78 самолето-рейсов на Ан-22 и 725 на Ан-12) перевезено 1700 человек и 8157 т грузов, боевой техники и вооружения.В октябре - ноябре 1984 года самолеты ВТА доставляли в Эфиопию грузы и технику для ликвидации последствий засухи, в т. ч. и вертолетный полк.Самолеты 12-й дивизии широко использовались в Афганистане, доставляя туда из СССР личный состав, военные грузы и продовольствие. Взлет и посадка на аэродромах, зажатых горами и обложенных душманами со «Стингерами» и «Стрелами», требовали от экипажей мужества и высокого летного мастерства. Афганский опыт оказался востребованным авиаторами в 1995 году в Чечне. Ан-22 стал одним из первых самолетов, приземлившихся в Грозненском аэропорту после его освобождения от незаконных вооруженных формирований.

После поступления на вооружение «Антеи» привлекались для народно-хозяйственных перевозок, в частности в районах освоения новых нефтяных и газовых месторождений в Тюмени и Самотлоре. Они обеспечивали круглогодичную перевозку крупногабаритных агрегатов и механизмов, тяжелой транспортной техники и даже отдельных домов. На Ан-22 был установлен 41 мировой рекорд. 27 октября 1966 года экипаж летчика-испытателя И. Е. Давыдова поднял груз 88,103 т на высоту 6600 м, установив за один полет 12 рекордов. 17 октября 1967 года экипаж И. Е. Давыдова поднял груз массой 100 444,6 кг на высоту 7848 м.19-21 февраля 1973 года экипажем летчика-испытателя М. Л. Попович установлено 12 мировых рекордов в полете по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км с грузом 30, 35,45 и 50 т со скоростью 580 км/ч. 41-й рекорд был установлен в апреле 1975 года экипажем командующего ВТА генерал-полковника Г. Н. Пакилева: с грузом 40 т на 5000-километровом маршруте самолет прошел со средней скоростью 584,042 км/ч.В 1993 году в эксплуатации находилось 55 самолетов. В 1997 году было принято решение списать некоторые машины, выработавшие 25-летний календарный ресурс. Во второй половине 1990-х годов на вооружении российских ВВС сохранялось приблизительно 45 Ан-22.По состоянию на 2010 год эксплуатировалось 7 самолетов Ан-22 (шесть в России и один в Украине), а 18 машин находилось на хранении. По состоянию на 2011 год в России в эксплуатации 6 таких самолетов. За 30 лет Ан-22 освоил аэродромы 89 стран пяти континентов. По мнению специалистов, этот самолет еще послужит людям и в XXI веке.