Семейство вертолетов типа Ми-8


Всего в Казани и Улан-Удэ построено свыше 12 ООО вертолетов типа Ми-8 (Ми-17) более чем 150 модификаций, которые эксплуатируются в 50 государствах мира.Для разрабатываемых морского Ми-14 и ударного Ми-24 двига-телисты создали более мощный ТВЗ-117, что повлияло и на дальнейшую судьбу Ми-8. Эти проекты помешали быстрой разработке модернизированного варианта, и Ми-8МТ вышел на испытания только 17 августа 1975 года.

От простого «Т» он отличался силовой установкой (двигателями ТВЗ-117 по 1454 кВТ, новым редуктором и усиленной трансмиссией), наличием ВСУ (позволявшей без труда запускать двигатели вне аэродрома) и рулевым винтом, перенесенным на левую сторону хвостовой балки (его эффективность повысилась). Первое время Ми-8МТ выпускался параллельно со старым «Т», но война в Афганистане заставила изменить акценты в пользу «МТ».Одновременно с этой радикальной модернизацией Ми-8 осваивал огромное количество разных военных специальностей: миноукладчики Ми-8АВ/АД, тральщики Ми-8БТ, вертолеты РЭБ (постановщики помех) Ми-8СМТ/ ПП/ППА и многие, многие другие.Особняком стоят воздушные пункты управления (ВзПУ), опять-таки сменившие аналогичный вариант Ми-4. Первым появился Ми-9 (первоначально Ми-8ИВ), созданный на основе Ми-8Т и предназначенный для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Его выпуск начался в 1977 году, а с 1987 года его сменили аналогичные Ми-19 (на базе Ми-8МТ) и Ми-19Р (для командования дивизий РВСН).

Война в Афганистане стала не только одной из самых славных страниц в истории Ми-8, но и заметно повлияла на его развитие. Пыль и камни, поднимаемые в воздух винтом, приводили к быстрому выходу двигателей из строя - на воздухозаборниках появились «затычки» ПЗУ (пылезащитные устройства). Опасность от ПЗРК, работающих в ИК-диапазоне, заставила оборудовать выхлопные патрубки ЭВУ (эжекторные выхлопные устройства), которые направляли горячую струю в несущий винт, способствуя ее быстрому «размыву». Для нейтрализации тех же ПЗРК вертолеты получили станцию активных помех «Липа» и блоки ИК-ловушек над створками заднего люка. Наконец, экипаж стали защищать навесной (снаружи) броней. Все это делало машину тяжелее, а мощности двигателей и так не хватало.В 1988 году, в самом конце войны, в производство пошла новая модификация Ми-8МТВ с более высотными двигателями ТВЗ-117ВМ, благодаря которым вертолет смог взлетать и садиться на высоте до 4 км. В дальнейшем серия развивалась по линии улучшения авионики, пилотажного и прицельного оборудования. Появились варианты Ми-8МТВ-2/3/5, Ми-8АМТШ, Ми-8МТКО и многие другие. Выпуск Ми-8 продолжается и, по всей видимости, превысит 50-летний рубеж. Экспортные машины получили обозначение Ми-17 (Ми-8МТ) и Ми-171 (Ми-8АМТ).