Самолет В-25


В-25 не отличался ни особенно высокой скоростью, ни дальностью полета, ни потолком, ни бомбовой нагрузкой. Но его неоспоримое преимущество - это мощь оборонительного вооружения.Вскоре в развитии бомбардировщика произошел крутой поворот. Перед американской авиацией на Тихом океане остро стояли задачи борьбы с судоходством противника.



Решить эту задачу попытались, установив на В-25 невероятное, по авиационным меркам, орудие калибра 75 мм, огневую мощь которого дополняли два пулемета. Не особенно успешная «канонерка» B-25G (400 штук) была сменена В-25Н (1000 штук), на которой установили более легкое (по весу) орудие того же калибра и значительно усилили как переднее, так и оборонительное пулеметное вооружение. Нижняя башня исчезла, зато в обоих бортах в средней части появились пулеметные позиции, а еще одна стрелковая башня была устроена в самом хвосте.На основе В-25Н была создана последняя, наиболее совершенная и массовая (4318) модификация В-251Хотя произошло возвращение к традиционным бомбардировочным задачам, даже машины с кабиной штурмана имели исключительную огневую мощь для стрельбы вперед -восемь крупнокалиберных пулеметов.Но поклонникам массированного огня этого оказалось мало, и несколько сотен самолетов было выпущено с «цельным» носом, в котором разместили еще восемь пулеметов! Общее число крупнокалиберных огневых точек достигло на таких машинах 18, из них 12 могли непрерывно вести огонь по атакуемой цели. Более мощным (или даже сравнимым) стрелковым вооружением не обладал ни один средний бомбардировщик в мире.


Помимо поставок в ВВС США, «Митчеллы» воевали и в составе британских ВВС (около 780), в ВВС Гоминьдана (Китай) и в СССР. В Советский Союз поступило около 9 % всех выпущенных «Митчеллов» - по советским данным, 861 самолет модификаций С, D и J (в небольшом количестве присутствовали и пушечные G). Это не выглядит значительным, но в действительности советская авиация получила больше «Митчеллов», чем британские ВВС, занимая, таким образом, второе место после ВВС США. Кстати, надо отметить, что англичане впервые послали свои «Митчеллы» в бой лишь в январе 1943-го, минимум на полгода позже СССР. Переговоры о поставках - передаче на условиях договора о ленд-лизе - американских самолетов начались еще в середине 1941 года. Из имевшихся у американцев бомбардировщиков интерес у наших специалистов вызвали А-20 «Бостон» и В-26 «Мародер», а «Митчелл» как раз остался в тени, что неудивительно, поскольку поначалу нам демонстрировали самые первые самолеты - В-25А. Регулярные поставки американской авиатехники поначалу осуществлялись через Иран, где самолеты передавали советским летчикам-перегонщикам.

В марте 1942 года отправили несколько десятков машин, которые в кратчайшие сроки были освоены летно-техническим составом 222-й бомбардировочной авиадивизии. При переучивании неожиданно возникали проблемы, которые с большим или меньшим успехом решали на месте. Например, в ВВС США функции штурмана и бомбардира выполняли разные члены экипажа, а в советских ВВС их традиционно совмещал один. Поэтому штурманское оборудование, размещенное за кабиной пилотов, пришлось перенести в переднюю кабину, где находился бомбардир. В советских ВВС к тому времени уже давно использовали систему наддува баков нейтральным газом, что снижало возможность взрыва при попадании в бак. На В-25 такая система отсутствовала, и ее пришлось монтировать «на коленке». При этом многое оборудование, установленное на самолете (в наибольшей степени это относилось к приборному и радиооборудованию), заслужило самой высокой оценки наших летчиков и техников. Кое-что из того, что пришлось осваивать на «Митчелле», и вовсе видели впервые, например: стрелковые башни с силовым приводом и следящими системами, шасси с передней стойкой и демпфером колебаний «шимми».

С учетом высоких боевых возможностей самолета, 222-я бад получила статус дивизии Резерва Главного Командования. Это означало, что ее предполагали использовать для «латания дыр» в обороне, поскольку о наступлениях летом 1942-го речи не шло. Первые боевые вылеты советские В-25 совершили в июле 1942 года на Западном фронте. Тогда предполагали, что самолеты имеют достаточную скорость и вооружение, чтобы действовать днем. Однако тактика применения самолетов малыми группами и без истребительного прикрытия вместе с сильной зенитной артиллерией немцев неизбежно вели к высоким потерям. Вовремя оценив драматические перспективы такого образа действий, авиаторы сумели найти для В-25 более рациональное применение: освоив экономичные полеты и оснастив свои машины дополнительными баками, им удалось заметно увеличить дальность (и без того уже весьма неплохую, по советским меркам). Результатом стал перевод с октября 1942 года дивизии в состав Авиации Дальнего Действия и переход на ночные полеты. Потери резко сократились.
или Великобритании. Отличные радиосвязные и радионавигационные средства, хорошая защита сделали В-25 очевидным кандидатом на роль разведчика - в таком качестве он применялся и в морской авиации (на Балтике и Севере). С конца 1942-го способ доставки В-25 с завода в строевые полки существенно изменился: вместо раскаленной иранской Басры машины стали получать в морозном Фэрбэнксе, на Аляске. Для доставки тысяч американских машин была создана длинная цепь аэродромов, радиомаяков, метеостанций, подменных экипажей. По АлСибу прошло основное количество (более 700) «Митчеллов», часть на этом пути была потеряна. По сравнению с Ил-4, фюзеляж «Митчелла» можно было считать просторным. Это позволяло использовать его и для транспортировки людей и грузов. Тонну снаряжения можно было перевезти более чем на 2 тыс. км. Немало В-25 участвовало в 1944 году в полетах по снабжению югославских партизан Тито и на поддержку Словацкого национального восстания. Начав боевую службу с красными звездами в тяжелейшие месяцы 1942-го, В-25 верой и правдой служил последующие три года. Символично, что сигнал к финальному аккорду войны - штурму Берлина -подал В-25, сбросивший осветительные бомбы. После завершения войны оказалось, что В-25 фактически единственный самолет Дальней авиации - Пе-8 уже нельзя было использовать, Ил-4 катастрофически устарел. И до массового перевооружения на Ту-4 американские машины представляли основу «дальнобойных» сил советских ВВС. Кроме того, «Митчеллы» оказались