Реактивный бомбардировщик-торпедоносец Ту-14


Реактивный бомбардировщик-торпедоносец Ту-14 был принят на вооружение советских ВМС в 1951 году и вместе с Ил-28 составлял основу отечественной минно-торпедной авиации до середины 50-х годов XX века. За шесть лет эксплуатации он оставил после себя добрую память.После Великой Отечественной войны коллектив ОКБ А. Н. Туполева продолжал трудиться над созданием новой авиационной техники для советских ВВС. В январе 1947 года туполевцы приступили к разработке среднего высотного фронтового бомбардировщика с двумя турбореактивными двигателями ТРД «Нин-1», произведенными в Великобритании фирмой «Роллс-Ройс». Спустя два месяца Совет министров СССР утвердил постройку самолета «73», получившего позже обозначение Ту-14. Работа над новой машиной шла ударными темпами, и уже к декабрю был построен опытный образец. На этом самолете впервые в мире было установлено три турбореактивных двигателя - два основных и один вспомогательный. Экипаж летчи-ка-испытателя Ф. Ф. Опадчего выполнил первый полет 29 декабря.


После того как советская авиапромышленность освоила производство двигателей РД-45 и РД-500, они были установлены на следующую опытную.модификацию - самолет «78».В ходе дальнейшей работы третий вспомогательный двигатель был снят, а основные двигатели заменены новыми -ВК-1, разработанными в КБ В. Я. Климова. Государственные испытания новой машины в целом прошли успешно. По дальности и вооружению самолет соответствовал требованиям ВВС и незначительно отличался от них по максимальной скорости и потолку. В то же время Ту-14 уступал по скороподъемности, практическому потолку и максимальной скорости фронтовому бомбардировщику Ил-28, имел худшие в сравнении с ним взлетно-посадочные характеристики. Поэтому ВВС отдали предпочтение машине С. В. Ильюшина. Чтобы спасти самолет, А. Н. Туполев предложил его флоту в качестве торпедоносца.В конце 1950 года на самолете произвели очередные доработки: в бомбовом отсеке установили торпедный мост, все необходимые системы для подготовки и сброса торпед, кабину штурмана дополнили прицелом низкого тор-педометания ПТН-50.

В январе 1951 года прошли контрольные испытания вНИИ-15 ВМС, а 21 апреля приказом военно-морского министра СССР № 0188 были установлены сроки перевооружения частей минноторпедной авиации на самолеты Ту-14 и Ил-28. В августе военно-морской министр СССР вице-адмирал Н. Г. Кузнецов и командующий авиацией ВМС Е. Н. Преображенский подписали заключение с рекомендацией о принятии Ту-14Т на вооружение.По данным министерства авиационной промышленности, с 1951 по 1953 год Иркутский авиазавод № 39 построил 147 торпедоносцев. По другим данным, было выпущено 89 машин. Эксплуатировались самолеты вплоть до 1957 года.Фюзеляж Ту-14Т состоял из шести отсеков, два из которых являлись гермокабинами вентиляционного типа с питанием от компрессоров двигателей. В средней негерметичной части фюзеляжа • находилось восемь мягких (резиновых) топливных баков. В фюзеляже имелся бомбовый отсек с двумя боковыми створками с Гидроприводом. Во втором герметичном отсеке размещалось электро- и радиооборудование. Крыло -трапециевидное, двухлонжеронное, кессонной конструкции - состояло из центроплана и двух отъемных частей. В нем располагались 14 мягких топливных баков. Шасси - с передним колесом и убираемой предохранительной хвостовой опорой. Передняя и основные стойки убирались назад по полету, последние с тормозными колесами разворачивались на 90°. Рули снабжались весовой и аэродинамической компенсацией и триммерами. Носки киля и стабилизатора оборудовались электрическими противообледенительными системами.

Для сокращения пробега применялся тормозной парашют, а для уменьшения взлетной дистанции -четыре пороховых стартовых ускорителя. Самолет имел развитую и чрезвычайно энергоемкую противообледенительную систему, мощный для своего времени комплекс пилотажно-навигационного оборудования, аппаратуру для посадки по приборам и систему опознавания.Для аварийного покидания самолета предусмотрены катапультируемые кресла экипажа. Летчик катапультировался вверх, а штурман и стрелок-радист - вниз. В состав бомбардировочного оборудования входили:оптический синхронный прицел бомбометания ОПБ-бср, связанный с ПСБН-М, который обеспечивал бомбометание по радиовидимым целям; кассетные, балочные и торпедные держатели. Кроме прицелов, на самолете имелся навигационный визир для измерения угла сноса АБ-52. Для низкого торпедометания предназначался прицел ПТН-50.