Первый советский вертолет - Ми-1


Ми-1-первый советский вертолет, производившийся серийно, положивший начало разнообразному практическому использованию вертолетов.Разработка вертолета началась в 1947 году под руководством М. Л. Миля, который предложил проект легкой винтокрылой машины для военного и гражданского применения. В сентябре 1948 года на киевском авиазаводе № 473 был построен первый из трех опытных Ми-1. После полного комплекса испытаний в 1950 году вертолет был запущен в серию на московском заводе № 3 и выпущен в количестве 15 штук. В 1952-1953 годах на казанском заводе № 387 была выпущена серия из 30 машин. С 1954 по 1958 год на за воде № 47 построено 596 машин. На ростовском заводе № 168 в 1956-1960 годах собрано 370 штук.

Ми-1 создан по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Фюзеляж цельнометаллический из дюралевых сплавов. В остекленной кабине находятся кресло летчика и диван для двух пассажиров. Вход в кабину осуществляется через две боковые двери. Двигатель АИ-26В и система его принудительного охлаждения расположены за кабиной, в фюзеляже -масляный и топливный баки, редуктор, агрегаты и системы вертолета. Хвостовая балка также выполнена из дюраля. Внутри балки проходит вал трансмиссии. На балке крепится управляемый стабилизатор.О высоких летно-технических характеристиках вертолетов Ми-1 свидетельствуют установленные в 1958-1968 годах 27 международных рекордов, среди которых рекорды скорости 210,535,196,452 и 141,392 км/ч на базе 100, 500 и 1000 км, высоты 6700 м и дальности полета 1654,571 км, а также 11 женских рекордов.

С 1951 года Ми-1 начал в массовом порядке поступать в подразделения связи Сухопутных войск, а позже - в отдельные вертолетные эскадрильи и летные училища. На базе Ми-1 в 1958 году был создан легкий ударный вертолет Ми-1 МУ, по бортам которого на кронштейнах установлены две кассеты с шестью НАР типа ТРС-132 в каждой. С 1954 года вертолет начал эксплуатироваться в гражданской авиации.Заказ на разработку вертолета в сельскохозяйственном, пассажирском, транс-портно-санитарном и учебном вариантах ОКБ М. Л. Миля получило в мае 1960 года.В августе того же года была закончена постройка первого опытного экземпляра.22 сентября 1961 года летчик-испытатель Г. В. Алферов впервые поднял машину в воздух. После государственных испытаний, в сентябре 1963 года, государственная комиссия приняла решение рекомендовать к запуску в серийное производство новый вертолет под обозначением Ми-2.

В 1965 году Ми-2 начал поставляться на экспорт. Его закупали Алжир, Бирма, Болгария, Венгрия, Венесуэла, ГДР, Джибути, Египет, Ирак, КНДР, Куба, Лесото, Ливия, Никарагуа, Румыния, Сирия, Турция, Чехословакия и Югославия. В 1978 году один Ми-2 в сельскохозяйственном варианте оказался даже в США. В СССР Ми-2 выпускались преимущественно в двух основных модификациях: многоцелевой, которая могла переоборудоваться в пассажирский, связной, транспортный, санитарный, спасательный, патрульный, аэрофотосъемочный, ледоворазведывательный или сельскохозяйственный вариант, и учебно-тренировочной с двойным управлением (Ми-2У). Военные варианты включают вооруженный разведчик, противотанковый вертолет и вертолет огневой поддержки. В качестве боевого вертолета Ми-2 применялся во время Арабо-израильской войны 1973 года, немного использовался в Афганистане, в вооруженном конфликте Перу с Эквадором, в действиях вооруженных сил Джибути против сепаратистов, против наркомафии в Перу, Мексике, Мьянме, против морских пиратов в Индонезии.