Многоцелевой вертолет Белл 212


Многоцелевой вертолет Белл 212 был разработан американской компанией «Белл Геликоптер Текстрон» (Bell Helicopter Textron) для канадских вооруженных сил. Первый полет вертолета состоялся 29 апреля 1965 года.Канадские вооруженные силы получили 70 вертолетов, которые сначала обозначали CUH-1N, а в последствии название изменили на СН-135. Поставки вертолетов в Канаду начались в мае 1971 года.


Американские военные заказали 294 экземпляра Белл 212S (обозначение UH-1N). Серийное производство вертолетов было развернуто в 1971 году сначала в США в г. Форт-Уэрт (штат Техас), а потом перенесено в Канаду в Мирабель (провинция Квебек).По конструкции, размерам и составу бортового оборудования вертолет Белл 212 был близок к модели Белл 204/205, но обладал значительно большей надежностью за счет установки второго двигателя.Модель 212 способна была выполнять горизонтальный полет даже с одним работающим двигателем. У 212-го удлинили носовой обтекатель и увеличили объем кабины, что дало возможность перевозить больше пассажиров.В январе 1972 года «двести двенадцатый» получил сертификат, разрешающий пилотирование по приборам, что сразу сделало вертолет более привлекательным для покупателей.Компаниям, которые занимались геологоразведкой, лесозаготовками или обслуживанием морских буровых платформ,требовался надежный вертолет, способный работать в плохую погоду. Для них модель 212 оказалась очень кстати. В июне 1977 года Белл 212 первым из вертолетов получил сертификат на пилотирование над морем по приборам экипажем, состоящим из одного летчика. А в феврале 1979 года девять вертолетов были куплены Китаем для использования в интересах добычи природных ископаемых и энергетики. Это был первый случай продажи американских вертолетов в коммунистический Китай. Итальянская компания «Агуста» (Costruzioni Aeronautiche Giovanni Agusta) строила вертолеты фирмы «Белл» по лицензии начиная с 1952 года. Она наладила выпуск в Италии Белл 212 под названием Агуста Белл АВ-212. Итальянцы установили на 212-м два двигателя фирмы «Пратт и Уитни» (Pratt & Whitney Canada РТ6Т-3 Turbo Twin-Рас). Вертолет имел различное предназначение и комплектацию в зависимости от требований заказчика. Первые поставки АВ-212 начались осенью 1971 года.

Экипаж АВ-212 состоял из одного пилота.В базовом варианте вертолет был предназначен для перевозки 14 человек, но кабина легко переделывалась для выполнения других задач, например VIP-перевозок.На нем можно было устанавливать дополнительное оборудование: лебедки, кран для перевозки грузов на внешней подвеске, дополнительные топливные баки, поплавки, лыжное шасси и другое оборудования по требованию заказчика.В санитарном варианте в кабине вертолета можно было перевозить шесть раненых на носилках и двух медработников.Уже имея опыт модификации вертолетов «Белл», «Агуста» разработала специальный вариант АВ-212 в модификации ASV/ASW, предназначенной для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками,а также для проведения поисково-спа-сательных операций. Эта модель могла базироваться на корабельных площадках ограниченных размеров, т. е. на кораблях класса «эсминец» или «фрегат». У вертолета появились узлы крепления к палубе и его пришлось обработать антикоррозийной защитой. Прототип АВ-212ASW поступил для оценочных испытаний в военно-морской флот Италии в 1973 году, а серийные вертолеты появились уже в 1976-м. «Агуста» построила более ста вертолетов ASV/ASW для семи заказчиков, крупнейшим из которых стал ВМФ Италии, получивший 60 машин.

Оборудование противолодочной обороны ASW включало поисковую радиолокационную станцию с вращающейся антенной над кабиной. Радар автоматически был связан с навигационной системой АВ-212ASW, что позволяло давать непрерывное изображение полной тактической обстановки. Имелась система опознавания «свой-чужой», станции радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия. Главным элементом противолодочной обороны являлся гидролокатор, годный к применению на глубинах до 137 м. Система автоматического управления полетом позволяла удерживать вертолет в любой выбранной точке «висения» при гидроакустическом поиске подлодки противника. При проведении операций вертолет мог нести две самонаводящиеся противолодочные торпеды Мк 46, или две глубинные бомбы, или две противокорабельные ракеты AS-12. Дальнейшим развитием Белл 212 явилась модель вертолета Белл 412, первый полет которой состоялся в августе 1979 года. Вертолеты Белл 212/АВ-212 участвовали в различных региональных конфликтах, привлекались для борьбы с наркомафией, а также использовались в различных операциях ООН и НАТО.