Массовый серийный самолет АНТ-40


ВВС РККА поставили задачу создания бомбардировщика нового оперативнотактического типа, предназначенного для поражения целей непосредственно на поле боя и в ближайшем оперативном тылу противника. Им стал АНТ-40 - самый массовый серийный самолет конструкторского бюро А. Н. Туполева. Вначале 1930-х годов конструкторы начали работы по созданию фронтового бомбардировщика, скорость которого могла бы сравняться со скоростью истребителей. В нашей стране к проектированию такой машины, получившей корпоративное обозначение АНТ-40 и официальное СБ (скоростной бомбардировщик), в конце 1933 года приступил конструкторский отдел ЦАГИ под общим руководством А. Н. Туполева. Ведущим конструктором первого советского фронтового бомбардировщика был назначен А. А. Архангельский, возглавивший специализированную бригаду № 5.Разработка нового самолета велась быстрыми темпами. 8 марта 1934 года бригада уже представила в Управление ВВС РККА эскизный проект.



Изначально разрабатывались два варианта самолета с разными двигателями: АНТ-40РЦ с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Циклон» фирмы «Райт» и АНТ-40ИС с 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Y. 7 октября летчик-испытатель К. К. Попов совершил первый полет на АНТ-40РЦ. 30 декабря был облетан АНТ-40ИС. Эта машина показала гораздо более высокие летные качества, поэтому именно ее приняли к серийному производству. Выпуск СБ на московском заводе № 22 начался в феврале 1936 года и продолжался до 1941 года. В 1937-1941 годах самолет строился также на заводе № 125 б Иркутске. За этот период времени в общей сложности был построен 6831 самолет (по другим данным - 6656 машин). Первые скоростные бомбардировщики начали поступать в строевые части ВВС в 1936 году. На параде 7 ноября того же года соединения ВВС на СБ пролетели над Красной площадью.

В сентябре 1936 года по просьбе испанского республиканского правительства самолеты СБ-2М100 вместе с советским летным и техническим составом были направлены в республиканскую Испанию. Первоначально по своим летным качествам, особенно по скорости, скороподъемности и практическому потолку, они значительно превышали германские и итальянские истребители. Превосходство в технике давало экипажам возможность выполнять боевые задачи - эффективно наносить удары по скоплениям войск противника, его аэродромам, портам и морским целям без истребителей прикрытия. Были случаи, когда советские бомбардировщики рассеивали в воздухе соединения бомбардировщиков противника. После появления германского истребителей Me 109 и новых зенитных орудий с более совершенными приборами наводки и управления огнем ситуация в небе Испании изменилась не в пользу советской авиации.С осени 1937 года советские экипажи самолетов СБ принимали активное участие в отражении японской агрессии против Китая, а в августе 1938 года - поддерживали наступление 39-го корпуса в районе озера Хасан. В течение 6-8 августа до 120 самолетов авиации Особой Краснознаменной Дальневосточной армии бомбили боевые порядки японцев в районе высот Безымянная и Заозерная. Скоростные бомбардировщики участвовали в вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол (май -сентябрь 1939 года). 3-5 июля экипажи СБ выполнили 224 боевых вылета в ходе Баин-Цаганской операции. 20 августа ими было совершено около 300 боевых вылетов для нанесения серии бомбовых ударов по японским войскам. Потери СБ на Халхин-Голе составили 52 машины, из них семь разбито в авариях и 45 потеряно в боях (34 из них сбито вражескими истребителями).

Активно участвовали СБ и в войне с Финляндией (1939-1940 годы). 1 декабря 1939 года они бомбили финские аэродро-мы и железнодорожные узлы, в январе 1940 года наносили бомбовые удары по узлам коммуникаций, промышленным предприятиям и военным складам, в феврале - по укреплениям «линии Маннергейма». Потери превысили 100 машин. К началу Великой Отечественной войны СБ являлся самым массовым фронтовым бомбардировщиком, составляя основу фронтовой бомбардировочной авиации ВВС РККА (94 % ее состава). Но к этому времени он уже перестал соответствовать современным требованиям, прежде всего, его уже нельзя было считать скоростным. Новые истребители противника с легкостью перехватывали СБ.В первые месяцы войны части, вооруженные СБ, понесли тяжелейшие потери.Тем не менее на фронте эти самолеты встречались вплоть до середины 1943 года.СБ выполнялся по схеме двухдвигательного трехместного свободнонесущего среднеплана с убирающимся в полете шасси и гладкой обшивкой фюзеляжа и крыла. Аэродинамическая форма была без каких-либо резко выступающих частей.1 ноября 1936 года летчиком-испытателем М. Ю. Алексеевым на втором опытном самолете АНТ-40 был поставлен всесоюзный рекорд - с коммерческим грузом 1000 кг была достигнута высота 12 695 м. Через год, 2 сентября 1937 года, на опытном СБ бис-2 М. Ю. Алексеев зафиксировал международный рекорд полета на высоту с грузом 1000 кг. Им была достигнута высота 12 246 м.