Легкий транспортный биплан Ан-2


Ан-2 - легкий транспортный биплан с расчалочным крылом - является единственным в мире самолетом, выпускаемым более 65 лет. Первый полет был выполнен 31 августа 1947 года в Новосибирске.В октябре 1940 года главный конструктор завода О. К. Антонов выдвинул идею создания легкого многоцелевого самолета грузоподъемностью 1000-1500 кг для труднодоступных районов страны, сельского хозяйства и военно-транспортной авиации, способного взлетать с небольших площадок. Его предполагалось оснастить двигателем М-62Р мощностью 800 л. с. и трехлопастным воздушным винтом ЗСМВ-З диаметром 3 м. Однако в феврале 1941 года экспертами НИИ ВВС этот проект был отклонен по причине предполагаемой малой скорости полета. Во время Великой Отечественной войны задача создания сельскохозяйственного самолета отошла на второй план, поэтому к своей идее О. К. Антонов смог вернуться только после разгрома фашистской Германии.

В начале 1947 года в ОКБ-153 (Новосибирск) уже был построен полномасштабный макет самолета в сельскохозяйственном варианте под двигатель ALU-21. Эта машина получила обозначение СХ-1. 31 августа летчик Н. П. Володин впервые совершил на ней 30-минутный полет на высоте 1200 м. 3 мая 1948 года СХ-1 выполнил первый полет по программе государственных испытаний. К началу лета летные испытания были завершены со следующим заключением: «Самолет прост в технике пилотирования с высокой гарантией надежности и безопасности полета, с возможностью слепых и ночных полетов, может быть рассчитан, в основном, на пилота Гражданского воздушного флота (ГВФ) 3-го класса. По взлетно-посадочным данным,
маневренности, крейсерской скорости, грузоподъемности и дальности полета может быть использован на сельскохозяйственных полетах и на местных линиях ГВФ для пассажирских, почтовых и грузовых перевозок».

23 августа 1948 года Совет министров СССР выпустил Постановление № 3187, утвердившее акт государственных испытаний опытного СХ-1 в десантно-транспортном и сельскохозяйственном вариантах. Самолет был принят на вооружение советской армии и снабжение ГВФ с присвоением наименования Ан-2 и запущен в серийное производство на киевском авиазаводе № 473. Народное название «кукурузник» самолет получил в наследство от По-2, поскольку заменил предшественника на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой. Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолет незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно. Задуманный как сельскохозяйственный, он быстро стал многоцелевым и выпускался в 1 6 модификациях. Серийное производство в СССР было завершено к 1960 году после постройки более 5000 самолетов, но продолжается по лицензии в Китае под обозначением У-5 (в 1957-1992 гг. построено более 950) и Польше (в 1960-1992 гг. построено около 12 000, из которых 10 440 поставлено в СССР/СНГ).

В 2012 году Министерство транспорта РФ сообщило о разработке программы глубокой модернизации от 500 до 800 самолетов Ан-2, включающей замену двигателей и аэронавигационной аппаратуры. Модернизация одного самолета будет стоить от 600 до 850 тыс. долларов. Начало реализации программы намечено на 2015 год. В июле 2013 года киевское авиационное производственное объединение «Антонов» объявило о начале летных испытаний самолета Ан-2-100 с турбовинтовым двигателем МС-14 производства украинской компании «Мотор-Сич». Самолет заправляется керосином, а не бензином, что повышает его рентабельность.Планируется переоборудование ряда самолетов Ан-2 из стран СНГ в вариант Ан-2-100. В Украине имеется 135 самолетов Ан-2, из них в состоянии летнойгодности 54. В России 1580 самолетов Ан-2, из них пригодны к эксплуатации 322. В Казахстане эксплуатируются 290 Ан-2, в Узбекистане -143, в Туркменистане -89, в Беларуси - 82, в Азербайджане - 63, в Киргизии - 30, в Молдове - 13 и в Армении - 4.