Королевские ВВС Норвегии


В годы холодной войны Норвегия находилась на северном фланге противостояния двух военно-политических блоков. Напряженная обстановка в мире и союзнические обязательства требовали от скандинавского государства содержания достаточно сильных для такой небольшой страны вооруженных сил.Несмотря на то, что за последние два десятилетия вооруженные силы Норвегии подверглись сокращениям, в измененной военно-политической ситуации перед вооруженными силами королевства встали новые задачи - в частности, участие в операциях НАТО за пределами Европы. Королевские ВВС Норвегии были созданы 10 ноября 1944 года путем слияния в один вид вооруженных сил армейской и морской авиации. В настоящее время численность их личного состава едва превышает 2000 человек, но при полном мобилизационном развертывании должна достигнуть 5,5 тыс. человек. На вооружении состоят 57 боевых и 23 вспомогательных самолета, а также 38 вертолетов.


ВВС Норвегии включают 11 авиационных эскадрилий, сведенных в семь крыльев (каждое объединяет части, дислоцированные на одной авиабазе). Также имеется два контроля воздушного пространства, объединяющих 10 радиолокационных постов, и два зенитных ракетных дивизиона. Основным типом боевых самолетов является многоцелевой истребитель F-16 «Файтинг Фалкон». В строю находится 47 одноместных машин этого типа (модификации AM) и 10 двухместных учебно-боевых (ВМ). Хотя эти машины уже далеко не новые (имеют за плечами 25-35 лет службы), они прошли модернизацию по программе MLU и способны решать задачи как борьбы с воздушными целями, так и поражения наземных и надводных объектов. «Файтинг Фалконами» вооружены три эскадрильи: 331-я и 332-я на авиабазе Буде и 338-я (выделенная в состав сил немедленного реагирования НАТО) в Эрланде. Большая протяженность морского побережья Норвегии, огромное значение для экономики страны морских нефтепромыслов и рыболовства требуют принятия соответствующих мер для их защиты.

В основном такие задачи решает береговая охрана, а из состава ВВС с ней взаимодействует 333-я эскадрилья (Андейя), вооруженная базовыми патрульными самолетами «Орион» (четыре машины Р-ЗС и две - P-3N с более простым оборудованием). Транспортными перевозками занимается 335-я эскадрилья (Гардмуен), вооруженная четырьмя современными самолетами C-130J «Геркулес». В Рюгге находится 717-я эскадрилья, в которой имеется три «бизнес-джета» «Фалкон» 20. Один из них используется для перевозки высокопоставленных лиц, а еще два, оснащенные соответствующим оборудованием, - как самолеты РЭБ. Основные вертолетные силы сосредоточены в Бардуфоссе: 334-я эскадрилья с новыми машинами NH-90, предназначенными для базирования на фрегатах, 337-я с вертолетами «Линке», взаимодействующими с береговой охраной (планируется перевооружение NH-90) и 339-я с тактическими транспортными вертолетами Белл 412SP. Такие же машины есть и в 720-й эскадрилье в Рюгге, предназначенной для поддержки сил спецназначения. В Соле находится главная база 330-й поисково-спасательной эскадрильи, укомплектованной вертолетами «Си Кинг». Ее звенья также несут дежурство на четырех других авиабазах. Наконец, в Бардуфоссе дислоцируется 718-я эскадрилья беспилотных летательных аппаратов. Подготовка летных кадров для ВВС Норвегии осуществляется в авиашколе в Бардуфоссе, располагающей легкими поршневыми самолетами «Сафари» шведского производства. Здесь будущие пилоты проходят только первоначальное обучение - дальнейшая их подготовка осуществляется в США. Главные авиабазы - Буде и Эрланд - прикрывают дивизионы ЗРК NASAMS (современные комплексы норвежско-американской разработки, используются ракеты AIM-120).

Помимо патрулирования собственного воздушного пространства, самолеты ВВС Норвегии участвуют во многих операциях за рубежом. В частности, с октября 2002 года самолеты F-16AM вместе с однотипными машинами из Нидерландов и Дании участвовали в операциях НАТО в Афганистане, базируясь на аэродроме Манас (Кыргызстан). В марте - июле 2011 года шесть «Файтинг Фалконов» приняли участие в операции против Ливии, сбросив в общей сложности около 600 авиабомб.В сентябре - декабре 2011 года один Р-ЗС привлекался к антипиратской операции в Индийском океане, базируясь на Сейшельских островах.Главным вопросом, стоящим перед Королевскими ВВС Норвегии, является замена в обозримом будущем самолетов F-16. В качестве основной кандидатуры рассматривается американский многоцелевой истребитель F-35A «Лайтнинг» II, но затягивание сроков его создания и увеличение стоимости вынуждает норвежское правительство рассматривать альтернативы, например Еврофайтер «Тайфун» либо JAS-39E/F «Гриппен». Большое внимание уделяется и модернизации вертолетного парка. Продолжаются поставки NH-90.Ими уже укомплектована одна вертолетная  эскадрилья,ожидается перевооружение второй. Также проведен тендер на новый по-исково-спасательный вертолет для замены видавших виды «Си Кингов». Победителем в нем признана машина Агуста Вестланд AW-101, заказанная в количестве 16 единиц.