Истребитель-перехватчик МиГ-31


Потребность в истребителе-перехватчике, способном перекрыть самый короткий путь бомбардировщикам и ракетоносцам основного противника, была осознана еще в конце 1950-х. В конце 1960-х на вооружении уже имелось больше сотни специальных тяжелых перехватчиков Ту-128. Но полностью решить проблему атаки СССР через приполярные области удалось лишь создав МиГ-31.Создание сверхскоростного и сверх-высотного перехватчика МиГ-25П значительно повысило мощь авиации ПВО, но отдельные слабые стороны этого, безусловно, выдающегося самолета уже в конце 1960-х годов стали очевидны как военным, так и конструкторам.Ограниченные, несмотря на размеры антенны, возможности РЛС РП-25, неспособной селектировать цели на фоне земли и имеющей весьма умеренную дальность обнаружения даже крупных целей; ракеты Р-40, обеспечивающие атаку даже в самых выгодных условиях с дальности не более 35-40 км (и это при весе около 460 кг!) - все это совершенно не годилось для отражения массированного налета в приполярных областях.

Однако выдающиеся скорость и потолок МиГ-25 были слишком ценными завоеваниями, с которыми никто не хотел расставаться. Новый дальний перехватчик решили создавать путем глубокой модернизации «25-го». Большая дальность и продолжительность полета (при ограниченном числе аэродромов и вынесении рубежа перехвата как можно дальше от границ), значительная дальность обнаружения и сопровождения целей (при слабой поддержке наземных РЛС, большая дальность пуска ракет и перехват целей в широком диапазоне высот - вот те условия, которыми должен был обладать авиационный ракетный комплекс перехвата для эффективных действий в Арктике.Проработка облика нового перехватчика велась в КБ Микояна уже в конце 1960-х годов, а в 1972 году началось рабочее проектирование самолета Е-155МП под непосредственным руководством Ростислава Белякова, который вскоре возглавил ОКБ, передав свои полномочия Глебу Лозино-Лозинскому. 16 сентября 1975 года первый прототип под управлением Александра Федотова взлетел с аэродрома ЛИИ в Раменском. В 1977 году на авиазаводе № 21 в Горьком (Нижний Новгород) начался выпуск предсерий-ной партии машин, предназначенных для обширной программы испытаний.

Хотя изначально будущий МиГ-31 задумывался как глубокая модернизация МиГ-25 (в Министерстве авиапромышленности надеялись на широкую унификацию, что позволило бы сэкономить огромные деньги), в реальности эти машины получились совершенно разными. Роднит их, пожалуй, лишь число двигателей, килей, высокая скорость и большой потолок. Огромный боевой потенциал МиГ-31 основывается на трех компонентах -двухконтурных ТРД с форсажной камерой Д-ЗОФ (обеспечивших высокую скорость не только на большой высоте, но и у земли), системе управления вооружением с РЛС РП-31 (Н007) «Заслон» (одновременное сопровождение до 10 целей и обстрел 4) и ракетах Р-33 большой дальности. Дальность стрельбы 120 км, приводимая для Р-33 во многих источниках, в действительности достижима лишь при одновременном сочетании как минимум двух условий - цель идет навстречу МиГ-31 и высота ее полета несколько или значительно меньше высоты перехватчика. Помимо РЛС, обеспечивающей МиГ-31 «дальним зрением», в некоторых условиях (например, при желании обеспечить скрытность слежения) используется поисково-следящая ИК-система на основе теплопеленгатора 8ТП (дальность обнаружения цели в идеальных условиях 50 км). Данные этой системы служат для целеуказания «тепловым» ракетам - средней дальности Р-40ТД и малой дальности Р-60М. Датчик ТП выпускается при необходимости из передней части фюзеляжа. Еще одной уникальной конструкцией, используемой МиГ-31, являются основные стойки шасси с нетрадиционным расположением колес - на качающейся тележке по разные стороны от стойки. Предполагается, что такое решение даст возможность применять МиГ-31 с грунта, но в мирное время, разумеется, этого не делают.Боевая служба МиГ-31 протекала без серьезных событий вплоть до развала СССР. К этому моменту 18 полков уже были боеготовыми или находились в процессе перевооружения. Россия, оставшаяся фактически единственным владельцем

 не смогла правильно распорядиться ни огромным потенциалом самолета (в середине 1990-х был закрыт проект МиГ-31 М), ни впечатляющим количеством этих дорогих и сложных машин. Налет летчиков падал, полки расформировывались, а самолеты, требующие ремонта, выводились на базы резерва. Таким образом, к 2012-2013 годам в строю оставалось лишь немногим более 100 самолетов - тогда как выпущено было 500 с лишним машин. Выпуск МиГ-31 (в варианте 31Б) закончился в 1994 году, и единственным движением вперед стало бесконечно долгое создание модификации МиГ-31 БМ, отличающейся от предыдущих обновленными РЛС и СУВ (сопровождение до 10 целей, обстрел до 8), расширенными возможностями применения вооружения(в том числе противорадиолокационных ракет, ПКР иКАБ общим весом до 9000 кг) и частично стеклянными кабинами летчиков. Первые «БМ» были переданы в войска в 2011 году. К 2020 году планируется переоборудовать в «БМ» 60 самолетов, еще 30-40 продолжат службу в исходных вариантах (ДЗ и Б/БС).